Чем отличается наука и псевдонаука

Содержание

Понятие науки включает в себя ее определение, идеологический базис, цели, то есть совокупность принятых идей и взглядов на способы ее построения, развития, изучения и прочее. В него также следует включить и вопросы исследовательской этики. Она представлена в качестве системы утвержденных, но не закрепленных законодательно правил. Посредством них осуществляется регулирование взаимодействий людей в научной сфере. В философских, исторических и критических источниках этике уделяется достаточно мало места. При этом она считается существенным компонентом науки, имеющей особое значение в современном мире.

Нейропаразитология

Если вам известно о токсоплазмах, поражающих в основном представителей семейства кошачьих, но также имеющих способность обитать и в других теплокровных существах (в этом числе люди и крысы), то вы знаете о такой науке, как нейропаразитология. Тот факт, что эти жуткие паразиты имеют свою собственную научную дисциплину, показывает их степень распространения в природе.

Микроскопические паразиты обычно подвергают изменениям поведение носителя соответственно нуждам своей репродуктивной стратегии. Очень часто в данном процессе участвует и 3-я сторона. К примеру, Euhaplorchis californiensis подталкивает рыб к выпрыгиванию из воды для того, чтобы у болотных птиц появилась возможность поймать их и съесть. Черви семейства волосяных обитают внутри кузнечиков, и когда приходит  время для ухода от своих носителей, они выбрасывают в их кровь целый химический  коктейль, под действием которого кузнечики кончают жизнь самоубийством, прыгнув в воду. А паразиты спокойно уплывают прочь от мёртвых «хозяев».

Понятие методологии науки

В традиционном представлении это учение о способах и процедурах, посредством которых выполняется исследовательская деятельность. Понятие методологии науки имеет и прикладной смысл. С этой стороны речь идет о системе, взаимосвязанной совокупности, комплексе подходов и принципов исследовательской деятельности. На них ученый опирается в процессе получения, разработки знаний внутри определенной дисциплины – химии, физики, биологии и прочих. В качестве основной задачи методологии выступает обеспечение эвристической познавательной формы посредством системы строго выверенных, прошедших апробацию приемов, способов, принципов, норм и правил.

Так, для достижения результата в процессе исследовательской деятельности (к примеру, в сфере правоведения) ученый должен владеть «секретом» приема и иметь эвристическую технологию мышления. Крайне необходимо научиться существующим методам, поскольку далеко не у каждого исследователя получится создать свой собственный, оригинальный способ получения знаний с перспективой использования его в дальнейшем последователями. В связи с этим основная часть ученых примыкает к уже имеющимся направлениям. Исследователи применяют проверенные и утвержденные методологические приемы при достижении результатов.

В словаре Даля

ж. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом.
Отдать кого, пойти, или взять кого в науку. Не для муки, для науки. Кнут
не мука, вперед наука. Наука — не мука (не бука). Наука учит только
умного. Дураку наука, что ребенку огонь. Не шубу секу, молодой науку даю
(дружка бьет кнутом по шубе); | чему учать или учатся; всякое ремесло,
умение и знание; но в высшем значении зовут так не один только навык, а
разумное и связное знание: полное и порядочное собрание опытных и
умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное
изложение любой отрасли, ветви сведений. Математика наука обширная, сама
распадающаяся на многие частные науки. Науковый, научный, до науки
относящийся. Научное образованье, на науке основанное. Научный взгляд,
образ мыслей, суждения ученого. Опыт нередко спорит с наукой
(умозрительной) и научными сведениями. Научать, научить кого чему;
учить, обучать, наставлять, вразумлять, направлять, руководить;
показывать, объяснять, как что делать или понимать; передавать сведения,
знания, умение свое. Он научил меня и грамоте, и ремеслу. Упрямого не
научишь. Научи-ка черепаху петли выметывать, а зайца нырять. Не учили,
покуда поперек лавочки укладывался, а во всю вытянулся, не научишь.
Научи, как быть тут, дай ума! Что скоро скучит, то скоро научит. Многому
научишь, сам без хлеба будешь. | Получать, подстрекать, побуждать и
поощрять к дурному, вредному или наущать, наустить (от уста?), уговорить
сделать кому вред или что дурное, напр. ложное показание перед судом;
подучить, подустить. Его научали даже поджечь дом. Меня научили показать
на него. Не верь лукавым наущениям. Научаться, научиться, учить себя и |
быть научаему; перенимать что словом и делом у другого. Где ты научился
грамоте, шалостям? В школах дети научаются всему худому. Прислуга
наущается мошенниками, которые и называют это захороводить людей.
Научение ср. окончат. наука, научка ж. наук м. стар. а инде и ныне,
действ. по глаг. на ть и на ся. Науком и конь возит. В словах наук и
навык видим замечательное сближение. Делать что по научке, по наущению,
будучи подущену, по подговору к чему-либо. Научка об. вологодск.
выученный знанию, ремеслу; человек, знающий какое-либо ремесло. Научник
м. педант в науке, ученый школяр, человек с тесным и односторонним
научным взглядом. Научень м. пск. ученик, отданний в науку, на выучку, в
учение чему.

Похожие материалы

  • Закон о защите чувств верующих и его влияние на общество
  • Абсурд в религиозно-философской концепции Кьеркегора
  • О методах и приемах научного познания
  • Феномен качества и образовательный стандарт в платоновском проекте идеального государства
  • О роли правового сознания в формировании правовой идеологии

В соответствии с мерой и характером участия в развитии экономики, политики и духовной сферы научные исследования обычно делятся на фундаментальные и прикладные. К фундаментальным относятся такие исследования, которые открывают новые явления и закономерности. Это исследования того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Эти исследования, прежде всего, ориентированы на увеличение объема наших знаний, призваны удовлетворить потребности человечества в целом и, прежде всего, конкретного человека – исследователя – во все более глубоком познании объективного мира. Прикладные же исследования ставят перед собой задачу решения конкретной научно-технической проблемы.

Однако данное разграничение не является общепринятым. Очень часто науковеды пользуются трехступенчатой моделью исследований: фундаментальные, прикладные исследования и разработки определенной темы. Под фундаментальными понимают теоретические и экспериментальные исследования, не связанные с внешней целью и направленные на открытие законов и свойств внешнего мира. Разработки же, напротив, имеют четко выраженную практическую направленность; они ориентированы на заранее планируемый и предвидимый результат: получение новой технологии, технического образца, нового прибора, лекарственного препарата и т. п. Между разработками и фундаментальными исследованиями стоят прикладные исследования; они как раз и выполняют роль опосредствующего звена, связывающего какую-либо научно-техническую идею с ее воплощением в конечном продукте. Как правило, движение научной идеи к ее реализации предполагает наличие модельных представлений изучаемой реальности . Но на практике ученые сталкиваются с целым набором градаций исследований различной степени общности и ориентированности на практические результаты. Не случайно Дж. Бернал отмечал, что «теоретические и прикладные исследования представляют собой два края непрерывного спектра».

Известный ученый, нобелевский лауреат П. Л. Капица предлагал различать три типа исследований: базисные, поисковые и прикладные. Базисные исследования направлены на изучение законов природы и не преследуют никаких практических задач. Поиск может носить различный характер, но он всегда спроецирован на решение научной задачи, вызванной запросами практики. По сути, речь идет о фундаментальных исследованиях. И, наконец, прикладные исследования связаны с задачами промышленного внедрения научных открытий .

Большая наука отдает явное предпочтение прикладным исследованиям и разработкам и недооценивает фундаментальные (базисные) исследования. И правительственные органы, и частные фирмы с большим перевесом финансируют прикладные исследования и разработки. Это связано, в первую очередь, с быстрым получением прибыли от них. Научная общественность видит в такой диспропорции планирования угрозу самому существованию науки. «Мне кажется, – предупреждал Бернал, – что мы в настоящее время недооцениваем возможности чистой науки. Более глубокое понимание природы есть самый быстрый и вместе с тем надежный способ получить прибыль». Петр Леонидович Капица с сожалением писал о недооценке фундаментальных исследований в нашей стране: «Главным образом вследствие этой узкопрактической оценки научных достижений «базисные науки» находятся не на должной высоте». Он подчеркивал, что «только тогда, когда базисная наука в стране находится на высоком уровне, могут успешно и самостоятельно развиваться поисковые и прикладные научные работы». Дело в том, что прикладная наука нуждается в методологии, в качестве которой и выступают для нее фундаментальные науки

На наш взгляд, в приведенных классификациях не учтена важная роль философских наук, играющих методологическую роль в научном познании. Они, наряду с научной картиной мира и идеалами и нормами научного исследования, образуют основания науки .

Интересным является и вопрос о влиянии на фундаментальную науку религии. Дело в том, что многие ученые, работающие в области фундаментальной науки, являются верующими. Сказать, что религия никак не влияла на результаты их исследований никак нельзя. По всей видимости, они находили в религии некоторые механизмы, позволяющие посмотреть на объект исследования с новых позиций .

Общие сведения

Прикладными считаются науки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в науках фундаментальных; они служат непосредственно нуждам общества.

В силу развития естественно-научных дисциплин фундаментальной науки, возникает свод новых данных и информации, позволяющей рассматривать, предсказывать и в отдельных случаях и объяснять — а таким образом, понимать — явления в мире природы. Прикладная наука применяет научные знания в мировую практику. В результате, это даёт широкий диапазон функционирования прикладных наук.
В частности, прикладная наука может применить формальную науку, такую как статистика, математика, медицина, что привело к формированию таких дисциплин, как прикладная статистика, прикладная математика, прикладная медицина[источник не указан 1139 дней] и так далее. Наряду с этим исторически определился ход становления и развития смежных областей прикладной науки, таких как, к примеру: прикладная психология, прикладная этика, прикладная биомеханика, вплоть до прикладного дошкольного образования.

Прикладная наука включает в себя исследования, направленные на использование научных знаний и методов для решения практических задач, на создание новых, либо совершенствование уже существующих видов продукции или технологических процессов. Прикладные исследования могут включать расчёты, эксперименты, макетирование и испытания макетов, компьютерное моделирование и пр.

Особенности явления

Выделение прикладной науки в отдельную дефиницию связано, в первую очередь, с интегральными характеристиками типов научно-познавательной деятельности, различающихся по своим целевым установкам. Так, цель фундаментального исследования — знание как таковое; максимально объективная, рациональная репрезентация реальности. Цель прикладного исследования — инструментально-эффективное знание о фрагменте реальности, предназначенное для решения конкретной практической задачи.

Для фундаментального исследования истинность знания о мире являются высшей ценностью; для прикладного исследования высшей ценностью является технологическая эффективность информации о мире, что далеко не всегда совпадает с ее истинностью. В случае фундаментальной науки перспективы и ход исследований определяются, главным образом, задачей выявить и рационально представить новые, еще не познанные характеристики мира. В прикладной науке ход исследования определяется необходимостью решения конкретных технологических задач, по этой причине сама по себе новизна знания о мире предстает здесь в качестве побочного продукта поиска этих решений. Знание, полученное в рамках прикладных исследований, фиксируется, прежде всего, как средство решения локальной практической задачи; знание это нередко предстает в формах, не предполагающих его дальнейшее прямое познавательное использование, но имеющее прямое практическое применение: например, инструкция, методика, технологический рецепт, пр.

Похожие термины:

management science and administrative theory) — совокупность универсальных принципов и понятий, связанных с формальной теорией организации (см. Теория организации). Упоминаемый иногда как «классическая школа управле

La Nouvelle Histoire) — направление во французской исторической науке и историографии, задавшее нетрадиционный и высокоэвристичный системный подход в гуманитарном знании 20 ст. Главные представители А.Ш. —

см. Антропология (или антропологическая наука).

1920-1930-е годы: социологические исследования прекращаются. Исторический материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные науки. Окончательное утверждение марксизма как иде

Christian Science), религ. орг-ция протест, ориентации (ок. 600 тыс. офиц. членов); основана Мэри Бэйкер-Эдди в 1870-х гг. Гл

принцип ее учения состоит в том, что излечение людей от болезней возможно лишь с помощью

normal science and revolutionary science) — важное различие, проведенное Куном (1962), между периодами стабильности концепций, а также предположений в науке и периодами переворота, ведущего к быстрому изменению. Вопре

вид человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации знаний об определенной деятельности — социальной сфере и социальной работе

в буквальном переводе исследование человеческого общения, отношений между людьми. В широком смысле социология — это система знаний об обществ. устройстве жизни людей, о природе и разнообразных п

cognitive science) — см. Психология.

НАУКА О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ, обобщающее обозначение изучения народонас. в целом. Термин ´Н. о н.´ (population science, die Bevolkerungslehre) возник в зап.-европ. социально-экон. лит-ре во 2-й пол. 19 в. в связи с попыткам

Предмет ее изучения – особенности и закономерности подготовки и распространения информации средствами телевидения, взаимодействие его со средствами массовой информации, культуры и с аудиторие

Політична наука. Political science. Социальная наука, изучающая проблемы власти, ее распределение и характер использования безотносительно к конкретной политической системе. В некоторой степени, учитыва

behavioural science(s)) (особенно в США) — наука или науки о поведении людей и животных. Хотя иногда термин считается применимым к социальным наукам в целом (включая психологию и политическую науку), его тесна

social science) — совокупность дисциплин или определенная дисциплина, занимающаяся систематическим изучением социальных явлений. Это словоупотребление не содержит концепции науки, и имеются социологи,

management science), применение количеств, методов для принятия решений в бизнесе. Н.у. охватывает все области принятия решений, в т.ч. исследование операций, управление производством, маркетинг, персональн

по О.Н. Яницкому — комплекс естественных и гуманитарных наук, практически нацеленных на развитие гражданского общества путем разработки проектов, программ, а также социальных технологий и реперту

определение современной науки, появившееся во второй половине ХХ века, характеризующее ее бурное развитие и глобальный характер. Это интеграция большого числа узкоспециализированных представит

это наука, изучающая добродетели разума.

Electronic science Син. англ.: eScience, e-Science Сфера использования ИКТ в научных исследованиях. Электронная наука обеспечивает глобальное сотрудничество представителей исследовательского сообщества в различ

комплекс систематических знаний, относящихся к реально существующим социально-экономическим процессам и явлениям. С.н. – наука позитивная, но ее выводы имеют непосредственное отношение к важным

Пластиковая электроника

В основном электроника имеет прямую связь с инертными и неорганическими электрическими проводниками и полупроводниками наподобие меди и кремния. Однако  новая отрасль электроники пользуется проводящими полимерами и небольшими проводящими молекулами, в основе которых стоит углерод. В органическую электронику входит разработка, синтез и обработка органических и неорганических функциональных  материалов вместе с развитием передовых микротехнологий и нанотехнологий.

Честно говоря, это не совсем новая научная отрасль, первые разработки осуществились  ещё в 70-х годах 20-го века. Однако совместить все данные воедино, наработанные за время существования данной науки получилось только недавно, отчасти благодаря  нанотехнологической революции. За счёт органической электроники в скором времени  могут появиться первые органические солнечные батареи, монослои в электронных устройствах с функцией самоорганизации и органические протезы, которые послужат людям заменой повреждённых конечностей: в будущем, так называемые роботы киборги, вполне возможно, будут иметь в своём составе большую степень органики, чем из синтетики.

Когнитивная экономика

В основном, экономика не имеет прямых контактов с обычными научными дисциплинами, но всё может измениться из-за тесного взаимодействия абсолютно всех отраслей науки. Данную дисциплину часто ошибочно принимают за поведенческую  экономику (изучением человеческого поведения в сфере экономических решений). Когнитивная же экономика — это наука о направлении наших мыслей.

Автор блога о когнитивной экономике, Ли Колдуэлл пишет о ней:

«Когнитивная экономика… обращает своё внимание на то, что на самом деле происходит в голове человека, когда он делает свой выбор. Что собой представляет внутренняя структура принятия решения человеком, что на это влияет, какой информацией в этот момент пользуется наш разум и как она обрабатывается, какие внутренние формы предпочтения у человека и, в итоге, как все эти процессы связаны с поведением?»

Другими словами, свои исследования учёные начинают на низшем,  довольно упрощённом уровне, и создают микромодели принципов принятия решений специально  для разработки масштабной модели экономического поведения. Очень часто данная  научная дисциплина имеет отношения со смежными областями, к примеру, вычислительной экономикой или же когнитивной наукой.

Рекомбинантная меметика

Эта научная область находится на этапе зарождения, но уже на данный момент понятно, что это только вопрос времени — рано или поздно учёным удастся получить наилучшее понимание всей ноосферы человечества (совокупности абсолютно всей известной информации) и того, как информационное распространение влияет практически на все  аспекты жизни человека.

Схоже с рекомбинантной ДНК, в которой разнообразные последовательности геномов  собираются вместе, для создания чего-то нового, рекомбинантная меметика занимается изучением того, как одни мемы — идеи, которые передаются от человека к человеку — скорректироваются и объединяются с другими мемами — устоявшимися различными  комплексами взаимосвязанных мемов. Это может стать очень полезным аспектом в «социально-терапевтических» целях, к примеру, в борьбе с распространением  экстремистских идеологий.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

физика

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

второй иностранный язык.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • обществознание;
  • география.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • химия;
  • черчение.

Выполнение индивидуального учебного проекта

Элективные курсы:

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

отсутствуют.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

по выбору обучающегося.

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector