Есть ли место субъективности в оценке егэ? на примере проверки сочинений по русскому
Содержание:
- Человек и природа
- Определим проблему вместе
- Авторская позиция. Способы и средства её выражения.
- Определим проблему вместе
- Виды (категории)
- Разновидности проблем
- Найдем позицию автора вместе
- Прочие варианты аргументов
- Как автор может относиться к проблеме
- Выбор
- Место формулировки проблемы в тексте
- Способы формулирования проблем по тексту ЕГЭ
- Средства выражения отношения автора к проблеме
- Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл
- Виды (категории)
Человек и природа
- Влияние человека на природу
- Проблема любви к природе
- Разрушающая сила природы
- Проблема отношения человека к природе
- Влияние природы на человека
- Проблема постижения прекрасного в природе
- Проблема бережного отношения к природе
- Проблема беззащитности природы
- Проблема жестокого обращения с животными
- Проблема бережного отношения к животным
- Проблема любви к животным
- Проблема преданности животных
- Проблема безответственного отношения к животным
- Гармоничные отношения с природой
- Проблема экологии
- Проблема потребительского отношения к природе
- Проблема восприятия окружающего мира
Определим проблему вместе
Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:
- В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
- Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
- Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
- Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.
Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.
Авторская позиция. Способы и средства её выражения.
Авторская позиция. Способы и средства её выражения.
Итак, в начале сочинения вы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выявление позиции автора.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора тесно связаны: они должны соотноситься как вопросно – ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Авторская позиция может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, в отношении автора к изображаемым событиям, с помощью различных художественных средств).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться ирония – употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония – это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников
(Н. Гоголь) Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Средства выражения авторской позиции.
Слова-маркеры: это слова типа главное, самое важное, надо, нужно и т.п. (Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости!)
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, великолепный – скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный и т.п
( Любящий человек – это великое благо.)
Средства выразительности: отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания. (Как много во всём этом ума и чувства красоты!)
Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: к сожалению, к счастью, к несчастью, ко всеобщей радости и др. (К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукции.)
Побудительные предложения содержат различные призывы автора, обращённые к читателю (Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.)
Определим проблему вместе
Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:
- В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
- Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
- Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
- Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.
Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.
Источник статьи: https://literoved.ru/podgotovka/podgotovka-k-ege/problema-teksta-kak-ee-opredelit-s-primerami-ege-po-russkomu-yazyku.html
Виды (категории)
При анализе предложенного на ЕГЭ текста для сочинения ученику следует не только определить главную тему, которая всегда глобальна, но и выявить более узкие ее направления. Основные виды и примеры проблем представлены в таблице.
Виды проблем в сочинении ЕГЭ | |||
---|---|---|---|
Категории | Суть | Типы | Идея |
Нравственные | Внутренние качества человека и то, как они проявляются в отношениях с окружающими | Доброта | Доброта делает человека счастливым. |
Совесть | Уважать себя можно, только живя в согласии с совестью. | ||
Благодарность | Умение быть благодарным свидетельствует о благородстве души. | ||
Философские | Глобальные вопросы о бытии и месте человека в мире | Смысл жизни | Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда он ставит перед собой цели и достигает их. |
Свобода | Свобода отличается от вседозволенности и немыслима без ответственности. | ||
Одиночество | Одиночество может быть полезным. Оставаясь наедине с собой, мы начинаем себя слышать. | ||
Социальные | Устройство общества | Жажда денег | В погоне за материальной выгодой мы теряем человеческое в себе. |
Художник и власть | Когда человек становится чиновником, художник внутри него умирает. | ||
Конфликт поколений | Сложности во взаимоотношениях людей разных возрастов неизбежны. | ||
Эстетические | Восприятие прекрасного, роль искусства в жизни | Чтение | Хорошие книги развивают интеллектуально и духовно. |
Массовая культура | Высокое искусство никогда не станет достоянием толпы, но только оно по-настоящему обогащает культуру. | ||
Воспитание любви к прекрасному | Развивая в себе чувство красоты, человек начинает замечать то, чего не видят другие. |
Разновидности проблем
Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем.
Нравственные проблемы
Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.
Примеры проблем:
- Влияние любви на человека.
- Что делает человека жестоким?
- Долг и ответственность в жизни человека.
- Причины одиночества человека.
- Нуждаются ли старики в заботе?
- Проблема нравственного выбора.
- Истоки непонимания между отцами и детьми.
Эстетические проблемы
Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.
- Роль красоты в жизни человека.
- Важна ли внешняя красота?
- Что делает душу красивой?
- Роль чтения в жизни человека?
- Эстетический вкус.
- Нужен ли интернет школьнику?
- Проблема восприятия искусства.
Социальные проблемы
Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.
Примеры проблем:
- Социальная несправедливость.
- Проблема экстремизма.
- Место человека в обществе.
- Влияние компьютера на человека.
- Что может сплотить людей?
- Толерантное отношение к окружающим.
- Проблема воспитания.
Философские проблемы
Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.
Примеры проблем:
- В чем заключается смысл жизни?
- Роль мечты в жизни человека?
- Что делает человека счастливым?
- Что такое доброта?
- Когда человек чувствует себя любимым?
- Выбор жизненного пути.
- Сила веры.
Политические проблемы
Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.
Примеры проблем:
- Проблема взяточничества.
- Ущемление человеческих прав.
- Нужны ли реформы в государстве.
- К чему может привести недовольство властью.
- Роль политики в жизни человека.
- Проблема бюрократизма.
- Проблема международных конфликтов.
- Как избежать политических конфликтов?
Экологические проблемы
Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.
Примеры проблем:
- Нужно ли беречь природу?
- Что может сделать человек для сохранения природы?
- Место человека в природе.
- Может ли природа повлиять на душу человека?
- Ответственность за братьев наших меньших.
- К чему может привести небрежное отношение к природе?
- Природа как источник прекрасного.
Найдем позицию автора вместе
Для нахождения авторской позиции предлагаем потренироваться на двух распространенных текстах из открытого банка заданий ЕГЭ.
Текст о рябинке
В тексте Н. Соколовой позиция автора не выражена явно, но все же она понятна. Уже само слово рябинка с уменьшительно-ласкательным суффиксом говорит о том, что автор пишет о дереве с участием, состраданием. Оно словно просит помощи у читателя. Финал текста заставляет нас задуматься о том, кто же виноват в гибели беззащитного дерева: «Виноватых нет. И рябинки тоже нет». Становится ясно, что автор хочет донести до читателя мысль о том, что природу нужно беречь. Судьба каждого деревца находится в руках человека. И лишь от человека зависит, будет природа процветать и радовать окружающих, или же будет уничтожена самими людьми.
Текст о кузнеце Василии
В тексте Е. Чеширко представлен диалог кузнеца Василия и Смерти. Нежданная гостья застала кузнеца врасплох, и он не знал, как себя вести. Чтобы понять авторскую позицию, нужно проанализировать слова главных героев, в частности Смерти. «Это вы сделали меня такой!» — вырывается восклицание из уст Смерти упрек в сторону человека. Все реплики Смерти наполнены психологизмом. Она обвиняет людей в том, что ей приходится быть свидетелем гибели порой ни в чем не повинных существ. Автор хочет сказать, что люди должны задуматься над своим поступками, перестать быть жестокими.
Люди должны понять, что они сами виноваты во всех бедах, которые с ними приключаются. Люди должны перестать враждовать друг с другом, должны быть человечнее. Ведь дорога в рай давно заросла травой, потому что по ней давно никто не ходил.
Оказывается, что найти позицию автора не так и сложно. Изучение методических рекомендаций по этому вопросу развеет сомнения и недопонимание выпускников. Если вам была полезна прочитанная статья, оставьте комментарий. Если же вы в чем-то не разобрались, прочитав ее, тоже напишите нам. Удачи в творческом поиске!
Прочие варианты аргументов
В роли второго аргумента можно использовать жизненный опыт или исторический случай. Это особенно актуально для тех, кто хорошо знает исторических личностей и их особые заслуги. Также можно вспомнить о настоящем времени и знаменитых личностях. Примеры из жизни какого-либо знаменитого человека могут стать полезным аргументом. В помощь ученику придут биографические фильмы. Однако не следует указывать их названия, если экзаменуемый точно не знает автора и год выпуска.
Для использования этого аргумента не обязательно заучивать всю историю. Зачастую достаточно двадцатого и двадцать первого веков
При этом особое внимание следует уделить мировым войнам и отдельным личностям, совершившим какой-либо подвиг. Этого вполне может хватить
И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме.
Иногда некоторые задаются вопросом о том, можно ли в качестве аргументов использовать фильмы и сериалы. Да, такой вариант возможен. Однако для его использования нужно точно знать год выпуска и режиссера. И если с последним проблем не возникнет, то первое запомнить бывает весьма проблематично. Но если иного варианта в голову не приходит, то фильмы очень пригодятся.
Как автор может относиться к проблеме
Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:
- Положительным – одобрение действий персонажа;
- Отрицательным – несогласие с мыслями героя;
- Нейтральным – автор не проявляет эмоций;
- Скептическим – неверие автора в возможность изменения ситуации;
- Двойственным – автор не смог определиться, хорошо это или плохо;
- Ироническим – автор посмеивается над поступками героя;
- Осуждающим – автор осуждает героя.
В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.
Выбор
Проблема выбора тоже нередко встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Каждое такое сочинение осложняется тем, что автор зачастую не говорит прямо о своем выборе. Его позицию определить крайне сложно. Вот любопытный пример раскрытия ответа на данный вопрос. В нем же есть пример комментария, который удобнее всего написать на эту тему: в основе примеров-иллюстраций будут две крайности, из которых нужно выбирать одну.
Книги для аргументации собственной позиции представлены в нижеследующем перечне:
- «Тихий Дон» (М. Шолохов) . Григорию Мелехову несколько раз пришлось выбирать между красными и белыми, женой и любовницей, домом и фронтом. Каждый раз его вело сердце, которое подсказывало правильный путь. Если же в решение замешивался расчет, предрассудок или страх, то результат разочаровывал его. Герою подчас было сложно выбирать, потому что по обе стороны он имел привязанности и чувства.
- «Евгений Онегин»(А. Пушкин ). Евгений сделал неправильный выбор, не отменив дуэль с Ленским из-за боязни общественного мнения и сплетен Зарецкого. Татьяна же сделала подлинно нравственный выбор, оставшись преданной женой генерала и отвергнув любовь Онегина.
- «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский) . Безжалостная нищета ставит многих героев Достоевского перед выбором. Раскольников решает, убить или не убить, проверяя свою теорию, Соня вынуждена выбирать между своей жизнью и участью семьи, Дуня мечется между своим счастьем и благополучием матери и брата.
- В качестве примеров Вам могут пригодиться аргументы из этой подборки.
Место формулировки проблемы в тексте
Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.
Проблема во введении
Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.
Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов
Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста
Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.
Пример:
Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».
Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.
Пример:
В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.
Также подойдет цитирование.
Пример:
«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.
Проблема в основной части
В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.
Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.
Пример:
Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.
Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.
Как прокомментировать проблему в сочинении
Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.
К комментарию предъявляются следующие требования:
- он должен быть написан на основе прочитанного текста;
- он должен отражать последовательность авторской мысли;
- он должен связывать проблему и авторскую позицию.
Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:
- комментировать, не основываясь на исходный текст;
- просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
- приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.
Что помогает раскрывать проблему:
- личный опыт и наблюдения;
- факты, взятые из истории;
- пословицы, поговорки, афоризмы;
- высказывания авторитетных людей;
- статистика;
- источники литературы.
Способы формулирования проблем по тексту ЕГЭ
Хотя сочинение и должно строго соответствовать критериям, можно не писать его по шаблону. Используя клише, вы помогаете эксперту проверять работу. Никто не требует соответствия единому образцу. Это подтверждают примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку. Каждая работа уникальна — к этому и нужно стремиться. Кстати, в каждом сочинении по данной ссылке проблема сформулирована одним и тем же способом.
Формулируем проблему в виде вопроса
Мы привели примеры не случайно. В каждом из них проблема сформулирована при помощи вопроса. Большинство учителей считает этот способ приоритетным. Во-первых, получается красивая формулировка. Во-вторых, получается предельно точная формулировка. Ученик, выбирающий данный способ, не должен запутаться и уйти от проблемы. Ведь рассуждения соответствуют вопросу, а значит, более конкретны.
Чтобы сформулировать проблему в виде вопроса, нужно использовать слова:
Как ..?
Что ..?
Почему ..?
Можно ли ..?
Нужно ли ..?
Зачем ..?
Вопрос задается, исходя из смысла текста. Об этом мы говорили в предыдущей статье
Важно отразить в вопросе то, что волнует автора, над чем он рассуждает. Как правило, проблема — вещь субъективная
Поэтому на вопрос обычно можно ответить по-разному.
Пример формулировки проблемы и двух точек зрения по ней:
Как нужно относиться к природе?1. Природу нужно беречь, охранять, защищать.
2. Природа — место для практики.
Формулировка проблемы в родительном падеже
Сформулировать проблему с помощью родительного падежа с первого взгляда кажется проще. Но так ли это на самом деле? Да, такой способ более привычен. Но он порождает ошибки: получается абстрактная формулировка, дающая возможность запутаться.
Чтобы сформулировать проблему в родительном падеже, нужно использовать схему:
Проблема + Существительное в Р.п.
Приведем примеры:
Проблема бережного отношения к природе
Проблема нравственного выбора
Можно ли получить максимальный балл, формулируя проблему таким образом? Да, но будьте осторожны. На протяжении всего сочинения проверяйте, не ушли ли вы от темы.
Важно знать
Современным ученикам повезло: в эпоху интернета можно найти любые материалы, необходимые для подготовки. Естественно, перед написанием очередного сочинения можно прочитать о видах проблем. Тогда будет легче их формулировать, ведь вы будете использовать общепризнанные выражения
Важно просмотреть и список тем. Поверьте, так будет проще
Средства выражения отношения автора к проблеме
Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь. Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним
Всмотритесь в эти конструкции:
Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:
Оценочная лексика
С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.
Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.
Вводные слова
Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.
Средства выразительности
Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы.
Побудительные предложения
Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).
Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл
Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020 года на максимальный балл
Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.
Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о советских людях, которые бесстрашно сражались в годы войны на свою Родину. В их числе были актеры и музыканты, которые днем воевали на фронте и работали в тылу (предложения 7,8), а ночью «устраивали концерты» и «разыгрывали спектакли»
Откуда они брали силы на всё это? Из истории, рассказанной К.Г. Паустовским, мы можем для себя понять, что именно искусство служило для них источников энергии, вдохновляющей на ночные представления, которые так нужны были уставшим от войны людям. Но главный акцент автор делает на скрипаче Егорове, который смог сыграть мелодию Чуковского на изуродованном инструменте так, что казалось, «от нее томительного напева… разорвется, не выдержит сердце». Тем самым Паустовский показывает нам, насколько важна сила искусства, какое влияние оно способно оказать на людей.
Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.
Я полностью согласна с мнением К.Г. Паустовского. Роль искусства на войне огромна. Именно оно (искусство) поднимало дух бойцов и работников тыла в годы Великой Отечественной войны. Музыка, поэзия, театр давали людям силы и дарили надежду на светлое будущее. Советская армия победила благодаря «Ленинградской симфонии», «Смуглянке», стихам Ахматовой и многим другим произведениям искусства, которые поднимали дух советскому народу, побуждая его на подвиги. Все это навсегда останется в нашей памяти.
Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.
Научим решать ЕГЭ на сотку.
Записывайся на пробный урок
Записаться бесплатно
Еще одно сочинение на максимальный балл
Что можно назвать настоящим шедевром?
Отвечая на этот вопрос, К.Г. Паустовский рассуждает о литературном гении Лермонтова. По мнению автора, поэт оставил потомкам множество стихотворных и прозаических шедевров, наполненных «жаром души», каждую строчку которых любит не одно поколение. Читатель понимает, что истинные шедевры остаются в сердцах людей надолго, «почти навсегда», рождают новые мысли, образы, чувства, духовно обогащают.
Однако, по мысли автора, шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. К.Г
Паустовский обращает внимание читателя на описание осенних пейзажей, отмечая детали окружающего мира: «каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью». Таким образом, люди окружены шедеврами, которые осветляют жизнь, рождают высокие стремления и открывают «величайшее хранилище сокровищ» — землю
К. Г. Паустовский убежден: шедевр – это совершенное творение природы и человеческого гения, в котором заключается то, что никогда не может примелькаться – «совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что нас окружает».
Я согласна с мнением писателя. Думаю, что настоящий шедевр открывает новые грани личности человека, вызывает изумление и радость, напоминает о том, как прекрасна жизнь. Так, в очерке Г.И. Успенского «Выпрямила» главный герой ощущает на себе воздействие силы скульптуры Венеры Милосской. Это великое произведение мирового искусства оказалось способно «выпрямить» скомканную человеческую душу, подарить давно забытое ощущение счастья, поэтому статую можно считать истинным шедевром.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.
Виды (категории)
При анализе предложенного на ЕГЭ текста для сочинения ученику следует не только определить главную тему, которая всегда глобальна, но и выявить более узкие ее направления. Основные виды и примеры проблем представлены в таблице.
Виды проблем в сочинении ЕГЭ | |||
---|---|---|---|
Категории | Суть | Типы | Идея |
Нравственные | Внутренние качества человека и то, как они проявляются в отношениях с окружающими | Доброта | Доброта делает человека счастливым. |
Совесть | Уважать себя можно, только живя в согласии с совестью. | ||
Благодарность | Умение быть благодарным свидетельствует о благородстве души. | ||
Философские | Глобальные вопросы о бытии и месте человека в мире | Смысл жизни | Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда он ставит перед собой цели и достигает их. |
Свобода | Свобода отличается от вседозволенности и немыслима без ответственности. | ||
Одиночество | Одиночество может быть полезным. Оставаясь наедине с собой, мы начинаем себя слышать. | ||
Социальные | Устройство общества | Жажда денег | В погоне за материальной выгодой мы теряем человеческое в себе. |
Художник и власть | Когда человек становится чиновником, художник внутри него умирает. | ||
Конфликт поколений | Сложности во взаимоотношениях людей разных возрастов неизбежны. | ||
Эстетические | Восприятие прекрасного, роль искусства в жизни | Чтение | Хорошие книги развивают интеллектуально и духовно. |
Массовая культура | Высокое искусство никогда не станет достоянием толпы, но только оно по-настоящему обогащает культуру. | ||
Воспитание любви к прекрасному | Развивая в себе чувство красоты, человек начинает замечать то, чего не видят другие. |