Вузы по специальности социология и социальная работа москвы (университеты, институты) — рейтинг, специальности, стоимость обучения, отзывы, проходной балл егэ 2021
Содержание:
- Что такое социальный институт?
- Лучшие работодатели и должности
- Институционализация
- Факультет социологии: предметы
- Приобретаемые навыки
- Карта компетенций
- Что такое социальный институт?
- Работодатели
- О профессии
- Институт социологии (ИС РАН)
- Какими личностными качествами должен обладать социолог
- Партнеры
- ↑ Понятие «социальный институт»
- Истории успеха социологов
- Где можно работать с дипломом социолога
Что такое социальный институт?
Определений данного понятия несколько.
Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
ПОЯСНЕНИЕ.
Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.
Примеры.
- Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
- Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.
И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.
Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.
Лучшие работодатели и должности
Наиболее подходящие организации для устройства на работу по этой специальности:
- Консалтинговая компания.
- Пиар-компании и рекламные службы.
- Издательские организации и другие средства массовой информации.
- Муниципальные и государственные органы власти.
- Аналитические, социально направленные сферы.
- Отделы с исследовательской деятельностью на предприятиях и в организациях.
- Маркетинговые отделы в организациях труда.
Зарплата социолога составляет от 30 до 55 тыс. руб., в сферах социальных исследований на начальном этапе (в качестве ассистента) достигает 600 $. При наличии опыта можно получить должность руководителя проекта с доходом начиная от 1200 $.
В области маркетинга и рекламной деятельности социолог зарабатывает 500-1600 $. Зависит оплата в сфере социологии от работодателя и квалификационной категории сотрудника.
Институционализация
Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.
Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.
Факультет социологии: предметы
Основная задача преподавателей социологических факультетов — учить студентов разбираться в основной области, грамотно собирать данные, исследовать и анализировать их, а также правильно описывать выводы и прогнозировать возможное развитие социалогических явлений и процессов.
Для этого учащимся предлагают комплексную программу обучения, состоящую из трёх блоков:
- общие предметы;
- профильные предметы;
- специальные предметы.
Общий модуль
В этот общеобразовательный блок, который студенты изучают на первом и втором курсах, входят базовые дисциплины. Их главная задача — привить навыки работы с данными и грамотно их интерпретировать. Для этого студентам преподают:
- русский язык;
- историю;
- информатику;
- философию;
- социологию;
- основы статистики;
- математику;
- анализ данных;
- и другие предметы.
Профильный модуль
На третьем курсе студенты выбирают специализацию. С этого момента они начинают изучать те предметы, которые помогают им понять специфику выбранной области и изучить, как применять социологические методы в ней.
Специальные предметы
Если на третьем курсе студенты только знакомятся с профессиональной областью, то на четвёртом у них появляется возможность качественно усилить свои знания. Для этого в программу добавляют специальные предметы. Например, в ВШЭ студентам выпускного года предлагают изучить курс «Data Mining в социальных науках: методы факторизации и кластеризации».
Конечно, обучение на социологическом факультете невозможно без организации и участия в опросах, подготовке к научным семинарам и конференциям, а также написания курсовых и дипломных работ.
Приобретаемые навыки
Выпускник направления будет иметь компетенцию для решения следующих важных задач:
- подготовка и проведение исследовательских кампаний: социологических, аналитических, консалтинговых;
- подготовка отчетов и аналитических записок;
- работа над информационными материалами и профессиональными публикациями;
- обработка баз данных, оформление презентаций и отчетов в графическом виде;
- изучение современных социальных проблем и поиск их решения в контексте работы конкретного предприятия/организации;
- разработка рекомендаций, которые нацелены на улучшение организационных моментов работе предприятий с точки зрения трудовой дисциплины;
- анализ изменений кадровой политики;
- организационно-управленческие задачи в организациях государственной власти и органах местного управления;
- преподавание социологии и параллельных дисциплин.
Карта компетенций
39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (профиль: Социология социальной жизни)
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами;
- Умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций;
- Способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб;
- Способностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе. Консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности;
- Способностью использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;
- Способностью разрабатывать основанные на результатах проведенных исследований предложения и рекомендации по решению социальных проблем, по согласованию интересов социальных групп и общностей;
- Способностью использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности;
- Способностью обосновывать практическую целесообразность исследований, направленных на изучение различного рода социальных явлений, планировать и осуществлять исследование общественного мнения с использованием методов сбора и анализа социологической информации.
39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (профили: Социология цифрового общества; Социология культуры;)
Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями:
способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения;
- способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;
- способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования;
- способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории;
- способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем магистратуры);
- способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;
- способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии).
Что такое социальный институт?
Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.
Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.
Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:
- согласование интересов членов общества;
- реализация базовых потребностей каждого человека;
- стабильность и развитие;
- формирование общепринятых правил и норм.
Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).
Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.
Работодатели
Наших выпускников трудоустраивают:
- Фирмы, проводящие маркетинговые исследования (ГфК Русь, Ipsos, ARMI-Marketing, Magram MR, Nielsen Company, РАДАР);
- Компании, работающие в сфере медиапланирования (TNS Global и др.);
- Аналитические управления крупных российских и международных компаний (Kaspersky Lab, «МегаФон», «Рольф», Procter&Gamble, Unilever, Kraft Foods, Kimberly-Clark, Google);
- Рекламные и PR-агентства;
- Компании, изучающие общественное мнение (Аналитический центр Юрия Левады, ФОМ, ВЦИОМ, Группа РОМИР (НИСПИ, АИСТ, АРПИ);
- HR-агентства (поиск персонала);
- Министерства и ведомства (Минэкономразвития и др.);
- Финансово-кредитные учреждения (Сбербанк России и др.);
- Университеты (НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МВШСЭН и др.);
- Исследовательские институты (НИСП, Институт социологии РАН и др.).
О профессии
Как известно, социология — наука об обществе. Она изучает общественные процессы, явления и другие факторы и ситуации. А общество предполагает постоянное взаимодействие с людьми. Смысл работы социолога — анализ, сбор и оценка общественных явлений, происходящих в группе, обществе или отдельной общности. В задачи истинного социолога-профессионала входит:
- Постоянное самосовершенствование в профессии;
- Сбор и анализ данных;
- Мониторинг;
- Планирование рабочего графика;
- Составление отчетности.
Это лишь некоторые задачи, которые выполняют работники социологической сферы. Помимо этого специалист в области социологии должен знать на уровне уверенного пользователя профессиональное программное обеспечение. Социологи работают чаще всего с таблицами, их стандартная программа — Microsoft Excel. Также специалисты составляют программы, консультируют респондентов по тем или иным вопросам.
Специфика работы социолога зависит от направления его деятельности и подхода к ней. Профессионалы-аналитики в перечень работы, где могут трудиться социологи, включают сотрудников, которые помогают гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В эту сферу входят:
- Социальные работники;
- Социальный педагог;
- Специалисты органов опеки и попечительства;
- Специалист по работе с молодежью;
- Сотрудник службы занятости;
- Медиатор.
Другая сфера специальности предполагает работу с людьми, которые нуждаются в психологической поддержке и помощи:
- Работа полицейским;
- Психолог;
- Консультант по юридическим вопросам;
- Педагог;
- Работа в сфере медицины;
- Журналистика, корреспонденция;
- Государственная служба;
- Благотворительность;
- Работа в детских домах.
Институт социологии (ИС РАН)
Основные этапы развития
В 1968 г. Институт социологии открылся и работал под названием Институт конкретных социальных исследований АН СССР.
Руководство
Высший орган — Ученый совет
Директор: Горшков Михаил Константинович, академик РАН, доктор философских наук
Первый заместитель директора: Козырева Полина Михайловна, доктор социологических наук
Заместители директора по научной работе:
Голенкова Зинаида Тихоновна, доктор философских наук
Тихонова Наталья Евгеньевна, доктор социологических наук
Малышев Михаил Львович, доктор социологических наук
Заместитель директора по международным связям: Мансуров Валерий Андреевич, доктор философских наук
Заместитель директора по общим вопросам: Мурышкин Валерий Фёдорович
Заместитель директора по финансовой деятельности: Найденко Ирина Валентиновна
Ученый секретарь: Ключарев Григорий Артурович, доктор философских наук
Основные направления исследований и проектной деятельности
1. История социологии и общей социологической теории.
2. Методология и методы социологических и политологических исследований.
3. Трансформация социальной структуры российского общества и социальная мобильность.
4. Трансформация социальных институтов и формирование гражданского общества.
5. Динамика ценностей российского общества.
6. Политическая и социокультурная модернизация российского общества.
7. Сравнительные исследования социальных и политических систем.
8. Социология политических отношений и электоральных процессов.
9. Формирование новых идентичностей и процессы интеграции и дифференциации российского общества.
10. Трансформация семьи и гендерных отношений.
11. Социология управления.
12. Социокультурные функции религии в современной России.
Периодические издания
Институт является учредителем и соучредителем журналов: «Социс (Социологические исследования)», «Социологический журнал», «Полис (Политические исследования)», «Социология: 4М», «Власть», «ИНТЕР», «История и современность», «Социологическое обозрение», «Sociologos». В 2010 году вышел первый номер нового научного электронного журнала «Вестник Института социологии», учрежденный Институтом социологии Российской академии наук.
Структура института
В структуре Института 11 исследовательских Центров, Центр социологического и политологического образования и два Филиала (Южнороссийский в Ростове-на-Дону и Приволжский в Нижнем Новгороде). Международной проблематикой в Институте занимаются Центр исследования межнациональных отношений и Центр политологии и политической социологии.
Информационная база исследований
Библиотека Института социологии РАН была создана в 1969 году и располагает уникальным фондом литературы по социологии, насчитывающим более 58 000 томов и единиц журнального фонда(в том числе: книги и брошюры 40 400 единиц, журналы — 17 000, диссертации — 600). Ценность этого собрания заключается в том, что оно является единственным в России, где имеется полный комплект отечественных изданий, начиная с 1969 года (то есть с момента возобновления социологических исследований после длительного перерыва с 1930-х гг.), изданий отечественных социологов дооктябрьского периода, а также около 4000 томов иностранной литературы. В Институте есть кабинет научной литературы и научный архив.
Банк социологических данных
Институт социологии РАН располагает уникальным архивом эмпирических данных. Архив содержит результаты более чем 700 социологических исследований, проведенных Институтом социологии РАН и другими социологическими центрами страны.
Образовательная деятельность
На базе Института социологии РАН работает Факультет социологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).
Декан: Ядов Владимир Александрович, доктор философских наук, профессор
Направления деятельности: современные социологические теории, общая социология и отраслевые социологические дисциплины, методология, история мировой и российской социологии, количественные и качественные методы исследований, психология личности, социальная психология, социология труда, основы менеджмента, социология организаций, социология культуры, социология религии, социология семьи, этносоциология, инвайронментальная социология, PR-технологии, маркетинг и др.
В рамках Института действуют три диссертационных совета Д 002.011.01, Д 002.011.02, Д 002.011.03.
Какими личностными качествами должен обладать социолог
По роду деятельности социологу приходится анализировать большое количество информации
Поэтому очень важно чтобы он умел длительное время концентрировать внимание исключительно на своей работе и при этом мог замечать детали на фоне общей картины. Нужно также, чтобы он имел способность оценивать данные, выделять закономерности и частные случаи. Для этого, помимо прочего, ему необходимо обладать такими личностными качествами как дисциплинированность и усидчивость
Для этого, помимо прочего, ему необходимо обладать такими личностными качествами как дисциплинированность и усидчивость.
Нельзя переоценить и такую черту характера, как ответственность. От того, насколько качественно специалист по изучению общества выполнит свою работу, зависит успешность всех проектов, ради оптимизации которых и проводятся социологические исследования.
Для данного специалиста важно уметь находить нестандартные способы решения нестандартных ситуаций, а также понимать психологию человека. Это необходимо, поскольку одна из основных задач социолога – предлагать варианты того, как решить проблемы сотрудников компании
Современный специалист обязан уверенно работать на ПК и владеть, в частности, такими программами как Microsoft Excel, Microsoft Access, MSQL.
Партнеры
Компания «Яндекс»
«Яндекс» является одним из мировых лидеров IT-индустрии. Компания появилась в 2000 г. — через три года после запуска портала yandex.ru. Система «Яндекс» является четвёртой среди поисковых систем мира по количеству обрабатываемых запросов. В настоящее время «Яндекс» имеет офисы и представительства в 9 странах, в которых работают более 8000 человек. Сервисами и мобильными приложениями Яндекса пользуются 90,4% аудитории интернета в российских городах с населением от 100 тысяч человек.
Компания «Крибрум»
Компания «Крибрум» основана в 2010 году группой компа¬ний InfoWatch и компанией «Ашманов и партнеры» с целью разработки интеллектуальной системы мониторинга и ана¬лиза социальных медиа. В настоящее время «Крибрум» является лидером коммерческих и научных исследований социальных сетей и новых медиа. Генеральный директор компании «Крибрум» — кандидат технических наук, заведующий кафедрой цифровой социологии ВШССН МГУ имени М.В. Ломоносова Ашманов Игорь Станиславович.
Институт социально- политических исследований РАН
Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН — ведущий социологический научный центр в России. Основными направлениями в его работе являются: анализ и прогноз социальных, социально-политических и социально-демографических процессов и их последствий в РФ и в странах Евразийского пространства; социальная динамика, структура и стратификация российского общества; история социологии; социология религиозных и межкультурных отношений; социальная демография; социология права; социология молодежи; социология конфликтов.
Исследовательский холдинг Ромир
«Ромир» – крупнейший частный исследовательский холдинг, специализирующийся на масштабных маркетинговых, кросс-медийных, общественных и социально-экономических исследованиях, проводит экзит-поллы, advanced retail audits, GRI. Холдинг поступательно и успешно развивается в течение 33-х лет, первая структура создана в 1987-м году. Холдинг «Ромир» является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, проведение исследований возможно в 100 странах мира, а стандарты качества полностью соответствуют международным.
Социологический факультет МГУ
Социологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, основанный 6 июня 1989 года, традиционно занимает ведущее место в процессе подготовки профессиональных социологических кадров. С 2014 года деканом социологического факультета является доктор социологических наук, профессор Осипова Надежда Геннадьевна. Сотрудничество с Социологическим факультетом МГУ имени М.В
Ломоносова позволяет обмениваться научным знанием, опытом и, что важно, помогает студентам познакомиться с различными научными школами
Совет Федерации Федерального Собрания РФ
Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ — Матвиенко Валентина Ивановна.
↑ Понятие «социальный институт»
Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Во всех сферах жизни общества задействованы различные социальные институты («institutum» — «устройство»).
Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях:
- исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей;
- система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей;
- совокупность лиц, учреждений, выполняющих определенную социальную функцию;
- система норм, социальных ролей и стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.
Социальный институт — это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.
Социальные институты призваны регулировать общественные отношения в различных сферах жизни общества.
Для примера рассмотрим социальный институт брака. Брак рассматривается здесь не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Каждый человек, входящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требования. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника — занимаемой должности и т.д.).
Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:
- воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений);
- регулятивная (организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах жизни);
- социализация (передача социального опыта предшествующих поколений);
- интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);
- коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).
Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения — роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.Козырев Г. И. Основы социологии и политологии.
признаки социального института
- наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный);
- наличие определенных норм и правил поведения;
- наличие функции, выполняемой в обществе;
- наличие сети учреждений.
Истории успеха социологов
Ермакова Валентина, 43 года
Окончила НГТУ, очную форму обучения, специальность “социология”, работаю в ООО БиСиГрупп социологом. Профессионального успеха достигла благодаря в первую очередь своему образованию. В университете получила достаточно сильную теоретическую базу, которая пригодилась и на практике.
Из своей работы я извлекаю опыт и знания, которые помогают и в жизни. О выбранной профессии не жалею, рада, что приношу пользу нашему обществу. По работе имею возможность ездить по различным регионам, изучать жизнь людей и социальные проблемы, помогать населению в их решении.
Где можно работать с дипломом социолога
Какую работу может найти дипломированный социолог после вуза? На самом деле выбор довольно широк.
Те, кто выбирает научную карьеру, могут работать в таких организациях, как:
- исследовательские институты;
- академии наук;
- колледжи и университеты.
А те, кто хочет непосредственно участвовать в бытовых исследованиях и собирать данные, могут попробовать применить свои знания в таких местах, как:
- правительственные организации;
- консалтинговые компании;
- маркетинговые агентства.
Мы рассмотрели, какие предметы изучают на факультете социологии, как туда поступить и кем работать после. Надеемся, эта статья помогла вам лучше понять, кто такие социологи и стоит ли выбирать этот профиль для себя.
А если понадобится помощь в написании рефератов, курсовых или дипломных по социологии и не только, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.