Создание тренинга — цикл колба

Важный момент

Для выявления предпочитаемых стилей и привычек обучения участников используются различные опросники (например, тест Хони и Мамфорда). Они помогают определить, какие элементы доминируют в процессе обучения, и, соответственно, как учащийся будет реагировать на методы и усилия ведущего тренинга.

Выделив представителей всех 4-х типов и опираясь на их реакции, можно облегчить взаимопонимание в группе. Для этого обучаемые разных типов должны стать «движущей силой» друг друга на соответствующих этапах тренинга. Пускай активисты своей неуемной энергией компенсируют нерасторопность мыслителей; склонные к экспериментированию прагматики придают практическую направленность заключениям теоретиков, а те подытоживают их работу.

Таким образом, цикл Колба – пример удобной и практичной модели, при использовании которой ни один участник тренинга не останется вне учебного процесса. Несложная к пониманию, она адаптирована к специфике восприятия именно взрослых обучаемых, отлично учитывает выработанные ими привычки обучения: активистам позволяет действовать, мыслителям – анализировать, теоретикам – строить концепции, а прагматикам – их внедрять.

Источник

На основе принципов обучения Колба разработана схема наиболее эффективного проведения интерактивного обучения:

Данный этап называется также «проблематизация» в среде тренеров

Его цель заключается в том, что привлечь внимание обучаемых к теме, вызвать интерес, сформировать ощущение значимости данного вопроса. Также на этом этапе используются упражнения, которые могут продемонстрировать участникам недостаток знаний в данной теме и мотивировать их на приобретение новых знаний. Данный этап занимает 10% времени

Данный этап занимает 10% времени.

Закрепление (повторение) пройденного.

Данный этап подразумевает обобщение тех знаний, методов и способов, которыми уже обладают участники. Он позволяет структурировать опыт участников и подготовить их к переходу к следующему этапу.

Данный этап занимает 20% времени.

Изучение нового материала.

Это основной этап, который подразумевает получение учащимися новых знаний и умений. Участники получают ответы на те вопросы, которые были озвучены в начале обучения и научаются способам их практического разрешения. В изучении нового материала желательно также использовать упражнения и практические занятия.

Данный этап занимает 50% времени.

Оценивание.

На данном этапе происходит оценка того, насколько хорошо участники усвоили новые знания, навыки. Она может происходить в виде практических, тестовых заданий, обсуждений, кейсов.

Данный этап занимает 10% времени.

Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия).

Заключительный этап, в ходе которого тренер спрашивает, что было полезно, эффективно, собирает пожелания и побуждает к дальнейшему самостоятельному изучению материала.

Данный этап занимает 10% времени.

Кроме того, цикл Колба лег в основу типологии участников обучения. Она отражает специфику мыслительных операций и привычные способы действия участников. 

Типы участников:

Активист(Аккомодационный стиль, связка личный опыт-практика). Данный тип получает знания в первую очередь на основе своего опыт методом проб и ошибок. Они не любят теорию, предпочитая ей простые объяснения, которые они хотят сразу же испытать на практике.

Пример: такой человек, купив новый телефон, бежит домой и, не читая инструкции, сразу включает его, начинает нажимать кнопки, пробуя, какой получится результат.

Мыслитель(Дивергентный стиль, связка личный опыт-размышления). Этот тип, аналогично Активисту, также любит получать знания в простой форме, в виде непринужденного общения, однако он не спешит применять их на практике. Он старается разобраться до конца, задавая вопросы и многократно уточняя интересующие детали.

Пример: это человек не торопится с покупкой, задает много вопросов продавцу, просит все показать, разъяснить. При необходимости звонит на горячую линию и проси еще раз все рассказать.

Теоретик(Ассимилирующий стиль, связка теория-размышления). Этот человек любит разбираться в теории самостоятельно, ценить основательность и структурность. Углубляясь в теорию, он иногда даже не доходит до практики.

Пример: этот человек уже прочитал все о телефоне на сайтах и форумах, изучив все преимущества и ограничения каждой модели, и если, он все-таки сделал выбор, они приходит в магазин полностью подготовленным. Сделав покупку, сначала читает инструкцию, потом начинает использовать.

Прагматик(Конвергентный стиль, связка теория-практика). Участник данного типа любит получать теоретические знания, однако для него принципиально важна их практичность. Он изучает лишь тот объем информации, который необходим для применения на практике.

Пример: прочитал необходимых минимум в интернете, задал несколько вопросов продавцу, инструкцию читает, только если что-то непонятно.

Резюмируя, можно отметить, что цикл Колба является удобной и практичной моделью для выстраивания тренингов и интерактивных занятий. Она проста в понимании и адаптирована именно для взрослых участников, которые имеют свою специфику восприятия информации.

#3. Конвергенция, или «думать и действовать»

Стиль обучения: получение конкретного опыта.

Сильные стороны: применение теории на практике, скорость в изучении нового материала.  

Ключевые характеристики: их не очень интересуют люди и межличностные отношения, а также теории, которые сложно применить здесь и сейчас. Они прагматичны, им гораздо интереснее технические задачи, эффективность решения которых можно легко измерить. 

Оптимальные инструменты обучения: минимум теории, максимум практики и кейсов из реальной жизни. Обучающий процесс должен быть построен на практическом применении полученного знания. Инструмент оценивания — тесты с одним правильным ответом, без длинных эссе.

Чаще всего это технические специалисты и аналитики, работающие с цифрами. 

Презентация на тему: » Эмпирическое Колбу по обучение Что это значит. Колб что, считает в процессе обучения человек должен через пройти 4 этапа. Новое переживание (опыт) Транскрипт.» — должно:

Эмпирическое обучение по Колбу Что значит это

Колб считает, что в процессе человек обучения должен пройти через 4 этапа. переживание Новое (опыт) должно быть обдумано (результате). В рефлексия получается некая теоретическая концепция (которая), предположение в дальнейшем тестируется в разных ситуациях (основных).

4 действие этапа обучения

Стили обучения по стиля

4 Колбу обучения по Колбу Комбинации этих отражают и вариантов 4 стиля обучения по Колбу

1. Отстранение, чувствовать «или и наблюдать» Стиль обучения: вдумчивое осмысление многостороннее. Сильные стороны: воображение, интерес к мнению и их людям, эмоциональность. Ключевые характеристики. Люди стиля этого мыслители, которые предпочитают наблюдать за рассматривать и ситуацией ее с разных сторон, чтобы полностью тогда и разобраться уже действовать

Оптимальные инструменты брейнсторминг: обучения, разработка новых концепций в группе с дискуссией, обсуждением и фидбэком по своим задачам. Чаще это всего специалисты в области искусства и гуманитарных Ассимиляция.

2. наук, или «думать и наблюдать» Стиль методичное: обучения и последовательное изучение теории. Сильные умение: стороны создавать логичную структуру из массы фактов разрозненных и противоречащих друг другу данных, склад аналитический ума. Ключевые характеристики: теоретики, предпочитают которые логический подход к решению проблем.

инструменты Оптимальные обучения: лекции и курсы, где возможность есть получить много новой информации разложить и сразу ее по полочкам, научные каналы на Youtube и Чаще. подкасты всего это научные сотрудники и те, занимаются кто планированием.

3. Конвергенция, или «думать и Стиль» действовать обучения: получение конкретного опыта. стороны Сильные: применение теории на практике, скорость в нового изучении материала. Ключевые характеристики: их не очень люди интересуют и межличностные отношения, а также теории, сложно которые применить здесь и сейчас. Они гораздо, им прагматичны интереснее технические задачи, эффективность которых решения можно легко измерить.

Оптимальные обучения инструменты: минимум теории, максимум практики и реальной из кейсов жизни. Обучающий процесс должен построен быть на практическом применении полученного знания. оценивания Инструмент тесты с одним правильным ответом, длинных без эссе. Чаще всего это специалисты технические и аналитики, работающие с цифрами.

4. Приспособление, чувствовать «или и действовать» Стиль обучения: активное Сильные. экспериментирование стороны: любопытство и желание получить опыт новый, энергичность, рискованность. Ключевые характеристики: приспосабливаемость отличная к меняющимся условиям и умение не теряться в ситуациях неожиданных.

Оптимальные инструменты обучения: им с трудом запоминание дается сухих фактов, лучше обстоит примерами с дело и случаями из практики. В целом люди типа этого учатся на своих ошибках и все через постигают собственный опыт. Где работают всего чаще: менеджмент, маркетинг, продажи.

Схема практике на Колба Наработки Колба позволили создать модель условную идеального урока, где материал полном в изучается соответствии с четырехэтапной схемой. Он выглядит СХЕМА:

так Д. КОЛБА

1. Мотивация и объявление новой времени 10% темы от общей длительности урока. Задача учеников заинтересовать новым материалом, объяснить, чем он быть может им полезен. 2. Повторение пройденного материала 20% Позволяет. времени выстроить изученный материал в логическую оставить, а не схему его в виде несвязанных фактов. 3. нового Изучение материала 50% времени. Основная часть где, урока ученики получают новые знания. 4. времени 10% Оценивание. Позволяет проверить, понимают ли учащиеся Подведение. 5. тему итогов урока (дебрифинг, рефлексия) 10% Здесь. времени задача преподавателя не только собрать уроке об отзывы, но и замотивировать на дальнейшее самостоятельное изучение Мотивация.

темы у представителей четырех стилей обучения Теоретиков. разная интересует, в какие глубины они уйти могут, чтобы еще лучше понять Практики. тему думают, как это поможет им решать эффективно задачи в дальнейшем. Мыслители ищут моменты спорные в этой теме, мнение разных активисты, а сторон решают, куда пойти и что сегодня сделать, чтобы узнать больше.

Благодарю за Скачать

Теоретическое основание методики

Д. Колб считал, что обучение как процесс является циклом или своеобразной спиралью, а ее главными составляющими назвал накопление личного опыта с дальнейшим обдумыванием и размышлением и, как результат, действием.

Этапы, которые проходит обучающийся по методике Колба человек:

  1. Базовый уровень: наличие у человека непосредственного, конкретного опыта в том вопросе, который он планирует изучать.
  2. Этап рефлексии или мыслительных наблюдений: здесь обучающийся должен обдумать и проанализировать те знания, которыми он обладает.
  3. Процесс возникновения абстрактной концепции или модели: этап обобщения полученной информации (опыта) и выстраивания конкретной модели. Согласно плану Колба, этот период учебного занятия или тренинга предназначен для генерирования идей, выстраивания взаимосвязей и добавления новой информации о том, как все устроено (о закономерностях в изучаемой сфере).
  4. Этап активных экспериментов: завершающим элементом занятия становится проверка того, насколько созданная модель или концепция применима к конкретным ситуациям. В итоге у обучающегося формируется совершенно новый опыт. В дальнейшем можно наблюдать замыкание цикла.

Обучение Колба цикл

Данная модель подходит любому спросите. Вы человеку, почему «цикл Колба обучение» взрослым? адресует Очень просто, у обучающего уже Опыт:

  1. имеется из жизни, который поможет при Желание
  2. обучении учиться, чтобы достичь желаемой Осознанное
  3. цели обучение

Значит, от такого обучения ждать можно максимальной результативности.

Цикл обучения рассчитан Колба на прохождение 4-х этапов: от мыслительного к действующему. В модели идеи обучения заложен принцип перемещения по проходя, кругу все 4 этапа, не выделяя и не перепрыгивания какой через- то этап.

  1. Жизненный опыт; 
  2. Рефлексия и наблюдение постоянное;
  3. Концепция абстрактная;
  4. Выводы эксперимента.

обучения Тренинг построен по принципу «вложенности» для группы конкретной участников. Вначале выявляются их проблемы, изучение затем предоставленного материала внутри блока, дополнительные как вложения цикла Колба.

Рассмотрим Колба модель подробно:

1. Жизненный опыт. Имея опыт определенный, человек стремиться улучшить способности. знает, он, Возможно, к какому результату он приходит. Первый тренинга этап – мотивация, используются кейсы на выявления участников проблем: упражнение — вызов, определяющий отсутствие их или навыков опыта. Тратится 10% учебного времени на: внимания концентрацию на новой теме, освещение необходимости и данного от пользы материала. Этап эффективно влияет на этого усвоение материала.

Пример: На тренинге «по продажам» определенных после упражнений тренер может указать на определенного отсутствие навыка обучаемого.

2. Рефлексия и постоянное Готовит. наблюдение слушателя к обдумыванию и анализу, имеющихся опыта и знаний, формируя его логическую структуру методов и навыков. Второй этап тренинга занимает 20% процесса учебного.

3. Концепция абстрактная. Основной этап — на 50% рассчитано времени обучение: получение новых методик, навыков, знаний, необходимых для выполнения задач. генерируется Идеи, взаимосвязи выстраиваются между новой имеющимися и информацией навыками.

Очень хорошая китайская Когда: «поговорка я слышу, я могу забыть; когда я могу, я вижу запомнить; когда я делаю, я сразу Выводы!».

4. понимаю эксперимента. Последнему этапу отводится 20% времени учебного, проверка усвоения нового материала концепции созданной, модели. Оценивание полученных знаний, быть может: самостоятельное — каждый себе, тренером всей или командой обучающих. Оценка должна справедливой быть, наглядной. Присутствовать должна обратная которой, в связь отмечают положительные стороны обучения и тренеру к замечания. Он в свою очередь рекомендует продолжать изучение самостоятельное выбранной темы.

Проходя 4-е этапа круг, обучения модели Колба замыкается.

Цикл Колба обучения — разновидность обучающихся

Индивидуальное предпочтение обучения способа были выделены четыре вида английскими обучающихся исследователями Мамфорд и Хоней, оттолкнувшись от Колба цикла: деятель, аналитик, концептуалист, экспериментатор.

тренер Только с высокой квалификации способен выделить их реакции по разновидность участников в процессе прохождения макро и циклов- микро Колба.

Источниками эффективности обучения активный является метод и фактор, связанный с циклом разновидность – Колба обучающих, которых разделяют личностный ресурс дефицитный, объединяют их в группу тренинга.

Пример: компенсирует деятель энергетикой аналитика; концептуалист подытоживает аналитика работу; экспериментатор придает практическую направленность Модель.

концептуалиста Колба учитывается в макро-дизайне и дизайне-микро при создании тренинга высокого так. А качества же квалификация тренера, способного применить разновидность и синергизм этих типов в превосходной форме.

специалист Шведский Класа Мелландера предоставил свою основываясь, версию моделью Колба:

  • Мотивация — готовность и человека восприимчивость;
  • Информация — собирательные факты и данные;
  • обработки Процесс – преобразование информации в опыт и понимание;
  • применение Дальнейшее – подходы из знаний, навыки в дело;
  • связь Обратная – размышление и усовершенствование опыта.

Цикл Колба обучения — суммированный процесс имеющегося и приобретенного дальнейшим с опыта обдумыванием, размышлением с последующим целенаправленным Источник.

Методика онлайн-обучения

Цикл Дэвида Колба показал свою эффективность и в онлайн-обучении. Мы применяли его в разных форматах: в основном, в онлайн-семинарах, длящихся от 20 минут до восьми часов. Наша практика показала, что один полный модуль-цикл умещается в занятие длинной от 20 минут до полутора часов, а в целый учебный день можно провести четыре таких модуля-цикла.

Пять ошибок в методике онлайн-обучения

● Первая ошибка – отсутствие методики обучения. На рынке есть множество преподавателей-экспертов, с большим опытом работы в своей области; они добились определенных результатов и считают, что они могут обучать других. Но без образовательной методики им не удается изложить свой опыт в форме, доступной и понятной аудитории.

● Вторая ошибка – все люди разные, но не каждая образовательная программа учитывает этот фактор

Несколько лет мы (в «Стратоплане») не обращали внимание на то, что люди различаются по психотипу, мотивационным факторам, характеру, целям, возрасту, географии и опыту – это была ошибка. А обучающая программа одна для всех

Даже в обычной средней школе людей ранжируют по возрасту, а в онлайне обычно ранжирования нет. Когда в групповых упражнениях оказываются несовместимые люди, система перестает работать. Спустя пять лет после того как мы занялись онлайн-обучением, мы ввели входное тестирование участников: тестируем по психотипам, по профессиональной ориентации и просим написать эссе «Для чего вы к нам пришли?». Эти характеристики определяют путь, по которому человек будет учится дальше.

● Третья ошибка – затянутые лекционные блоки, однообразный формат и контекст. В онлайне совершенно иная динамика, чем в традиционном обучении: эксперт начинает читать лекцию с экрана и не видит аудиторию

Если материал не слишком занимательный, то аудитория быстро теряет интерес, а дальше ее внимание захватывает почта, социальные сети и прочее. Преподаватель этого не видит и продолжает уверенно излагать материал

Чтобы этого избежать, «Школа менеджеров Стратоплан» применяет в своих онлайн-занятиях методику смены контекста и формата: на экране постоянно что-то меняется – каждые пять-десять минут, иначе внимание аудитории рассеивается. Например, мы используем парные упражнения, показ слайдов, рисуем на флип-чарте, просим отвечать людей на вопросы, запускаем видео-ролики для анализа – чтобы удержать интерес участников к материалу.

● Четвертая ошибка – неиспользованный потенциал онлайна. В офлайне вы имеете возможность считывать всю «невербалику» аудитории: посмотреть в глаза каждому участнику, улыбнуться, увидеть их реакцию. Но и в онлайне есть свои плюсы – можно организовать большое групповое взаимодействие. Например, в свое время мы пробовали делать мозговой штурм на 150 человек – использовали документы Google Docs, в которых все слушатели могли одновременно писать и предлагать свои идеи. В итоге получался большой коллективный труд, который можно было использовать для дальнейшего анализа или продвижения курса. К примеру, лектор дает материал и говорит: “Коллеги, могли бы вы привести пример практики того, как это было у вас?” Все 150 человек отвечают на этот вопрос, используя свой опыт – то есть, получается практически бесплатный учебник за короткое количество времени. К сожалению, во многих онлайн-курсах преподаватели не используют этот огромный потенциал.

● Пятая ошибка – не использовать работу в группах. Групповая деятельность очень эффективна: например, вы можете запустить ролевую игру (менеджер и подчиненный, менеджер и директор, менеджер и заказчик). Объедините людей в группы по четыре или шесть человек: организуйте переговорные поединки по скайпу, обсудите кейсы, шкалу самооценки – тогда слушатели лучше погрузятся в материал, чем при индивидуальной работе. Такую активность хорошо демонстрировать на чтении книги в одиночку или в группе: коллективное чтение оказывается более эффективным, потому что участники обогащают видение друг друга. Многие курсы по маркетингу и менеджменту ленятся объединять 200 человек в группы и давать им индивидуальные задания – для организаторов это дополнительная нагрузка

Групповые активности важно использовать для эффективной работы

Адаптация модели для обучения детей

Для использования данной модели учащиеся должны обладать минимальными навыками в какой-либо сфере и иметь желание их развивать. Так как детей обычно обучают «с нуля», в процессе педагогики нечасто применяют цикл Колба. Пример для детского сада может быть следующим:

Основной опасностью, которая подстерегает тренеров и преподавателей, использующих цикл Колба, становится высокий риск демотивации и возможность снижения самооценки сотрудников или учеников (если полученный в ходе занятия опыт откровенно неудачен). По этой причине тренер должен быть чрезвычайно терпеливым и предусмотрительным. Используя данный метод, необходимо знать правила критики и следить за обратной связью.

Скажите, Вам приходится обучать людей? Если Вы Бизнес-тренер, то можете пропустить пару следующих предложений и перейти к другому абзацу моего повествования. Если же нет, то повторяю вопрос: — Вы обучаете других людей? Дайте угадаю, если Вы руководите работой других людей, то совершенно точно Ваш ответ будет «Да!». Я ни разу не встречал руководителей, которые время от времени не занимались бы обучением (коррекцией работы, наставничеством, правкой мозга — нужное подчеркнуть) своих сотрудников. Такой же ответ будет, если Вы напрямую работаете с клиентами, например, продаете им что-то. Дело в том, что в работе с клиентами бывает необходимо формировать у них определенные навыки или знания относительно того, что Вы продаете. Иногда, если продукт достаточно сложный (например — инвестиции или серьезное программное обеспечение), Вам действительно необходимо работать на то, чтобы человек научился этим пользоваться.

Существует несколько моделей обучения. Я не буду касаться всех, которые знаю, и сейчас расскажу об одной модели, которой я пользуюсь в своей работе, продумывая дизайн тренингов, разрабатывая активности на тренингах, а так же анализируя свою работу. Вы можете найти описание этой модели по запросу «Experiential Learning Model» . Она разработана Дэвидом Колбом (David A. Kolb) , совместно с Роджером Фраем.

Если вкратце, то «Цикл Колба» заключается в следующем. Для того, чтобы взрослому человеку обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно, то он должен пройти по четырем стадиям:

  1. Непосредственный опыт
    (concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том, чему хочет научиться или просто улучшить свои способности. Кроме того, человек должен знать, к каким результатам он обычно приходит, используя свой имеющийся на этом этапе опыт.
  2. Наблюдение
    и
    рефлексия
    (observation and reflection). Человек обдумывает и анализирует то, что уже есть у него в опыте.
  3. Формирование абстрактных концепций и моделей
    (forming abstract concepts). На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную опытным путем, до какой-то модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает.
  4. Активное экспериментирование
    (testing in new situations). И только на этом этапе необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для того, чтобы работать по ней дальше. Соответственно, после этого этапа, человек получает новый «непосредственный опыт» и круг замыкается.

Таким образом, что мы имеем. Мы имеем достаточно удобную модель работы практически с любым человеком, которая позволяет выстраивать процесс обучения исходя из его же опыта, что, в свою очередь, позволит сделать это обучение более приближенным к жизни человека.

В следующих заметках я расскажу о том, как можно планировать структуру тренинга, исходя из «цикла Колба», а так же о том, как еще Вы можете использовать «Цикл Колба» в продажах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector