Много ли учатся аспиранты?

Поступление после окончания специалитета

Специалитет остается некой формой исключения из правил. Будучи популярной в прошлом программой профессиональной подготовки, он является одноуровневым полным высшим образованием и дает право дальнейшего обучения.

Чтобы получить степень магистра держателю диплома специалиста достаточно:

  • подать документы на поступление;
  • пройти экзаменацию (собеседование, тесты);
  • выбрать форму обучения;
  • получить студенческий билет, приступить к занятиям.

Значение профиля предыдущего образования

Важный нюанс: после специалитета магистрат может считаться как следующим уровнем первого образования, так и получением II ВПО. Это зависит от выбора конкретного профиля, программы, которую он прошел (дипломированный специалист, специалист).

Распространенные варианты:

  • выбор смежного профиля часто «проходит» как первое высшее;
  • освоение новой специальности — получение второго образования.

Для бакалавров такие ограничения не действуют (что утверждает закон 273-ФЗ). Студент может освоить сразу две смежные (принципиально отличные) спецификации по одной системе обучения, выбрав профессию магистратуры, отличную от профиля, освоенного на бакалавриате. Выбор смежной специальности, правда, дает ученику право перезачета отдельных дисциплин, ускоренной подготовки.

Считается ли магистратура после бакалавриата за второе высшее?

Закон четко устанавливает статус программ подготовки бакалавров и магистров — это два уровня одного образования. Потому даже при кардинальной смене профессии переход на вторую степень не будет считаться получением II ВПО.

Для экономии времени студент может осваивать одновременно несколько профилей в первые четыре года учебы. Затем — поступить по одной из специальностей магистрата или другому направлению. Вторым образованием это будет считаться только при наличии у абитуриента диплома магистра/специалиста, полученного ранее.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Экзамены в аспирантуру и их специфика

Вступительных
экзаменов в аспирантуру три – специальность, философия и иностранный язык.
Обычно на сайтах вузов представлены вопросы для подготовки к этим экзаменам.

Экзамен
по специальности – самый простой и самый сложный одновременно. Простой – потому
что именно по этой дисциплине аспирант и будет писать диссертацию, именно по
ней он больше всего знает. Сложный – потому, что требования, предъявляемые
аспиранту, отличаются от тех, которые предъявляются к студенту. Аспирант,
безусловно, должен показывать более высокий уровень подготовки. К тому же по
специальности потом необходимо будет сдавать еще и кандидатский экзамен.

На
экзамене по философии проверяются знания абитуриентов по общему курсу
философии, который читается студентам. Здесь придется вспоминать. Особенно
трудно тем, кто к философии относился как к лишней дисциплине – не такой уж и
лишней она оказалась.

Кстати,
в кандидатский минимум, который аспиранты сдают во время учебы, также входит
экзамен по философии – но уже не по общей, а по истории и философии науки.
Очень специфическая, но чрезвычайно полезная для аспирантов область знаний, над
которой тоже придется основательно попотеть.

Впрочем,
как вопросы к вступительному экзамену по философии, так и ответы на них легко
найти в интернете. Конечно, формулировки на 100 процентов не совпадут, но
будущему аспиранту несложно достроить картину до нужной.

А
вот про еще один вступительный экзамен – иностранный язык – такого не скажешь.
Готовых ответов тут нет. А экзамен состоит из нескольких заданий:

  1. Перевод
    небольшого научного текста той тематики, которой занимается аспирант: химику
    дают текст про химию, литератору – про литературу. Можно пользоваться словарем
    (удобнее, конечно, не бумажным, а иметь в телефоне), но перевод должен быть очень
    близким к тексту. Практически «слово в слово».
  2. Второе
    задание – конспект научного текста и его пересказ (на иностранном языке). И
    снова – текст той науки, которой вы занимаетесь, но теперь нужно понять общий
    смысл, сделать конспект и суметь пересказать его. А также ответить на вопросы.
  3. Третье
    задание – беседа. Обычно нужно подготовить рассказ о себе, о своей научной
    работе. По ходу рассказа экзаменатор может спросить что-нибудь, уточнить. Но по
    большому счету это самое простое задание.

Если
по специальности и философии еще можно поднапрячься и подготовиться за пару
недель, то по иностранному языку сделать это практически нереально. Поэтому –
лучше учите язык, пока вы студенты. Тем более что в нашем мультикультурном мире
без него скоро нельзя будет шагу ступить. По крайней мере, в науке.

Также рекомендуем:

Как изучать иностранные языки

Насколько и в каких случаях срок обучения может быть продлен

Необходимость продления срока аспирантуры рассматривается ректорами ВУЗов и руководителями научных учреждений индивидуально. В большинстве случаев разрешается продлить срок очной аспирантуры только по медицинским показаниям:

  • необходимости отпуска по беременности;
  • при продолжительном заболевании, свыше одного месяца.

Другие варианты не предусмотрены. Если аспирант учится заочно или платно, то по усмотрению руководства учебного заведения он может продлить свое обучение. Но не стоит рассчитывать на отдых, ведь научные руководители не любят больших перерывов в работе над кандидатской диссертацией или в научных публикациях. Особенно аккуратно стоит вести себя тем, кто учится за счет бюджетных средств.

Ежегодно аспиранты могут претендовать на 2 месяца отпуска, но учащиеся очно чаще всего работают в это время в приемной комиссии. В течение учебного года аспирантам предстоит вести лекции и принимать зачеты у студентов. Дело в том, что проходящие очное обучение зачастую получают дополнительную квалификацию преподавателя высшей школы.

Минусы аспирантуры

Кроме плюсов имеются еще и минусы в том, чтобы быть аспирантом. Поэтому прежде, чем принять решение учиться дальше, следует учитывать не только положительные моменты:

  1. Это довольно длинный путь к достижению цели. Нужно быть готовым к тому, что придется так же учиться, как и раньше, посещать все занятия и готовиться к защите диссертации, что, несомненно, сложнее, чем курсовая работа.
  2. Проведение семинаров со студентами. Для некоторых это вовсе не является пределом мечтаний, ведь обычные студенты (не проходящие обучение в педагогических вузах) такого не практикуют, потому что их не готовят к дальнейшей преподавательской деятельности.

Права и обязанности аспиранта

Обучение в аспирантуре дает право:

  • использовать техническую базу вуза;
  • быть командированным в российские и зарубежные вузы и научные центры;
  • получать пособие для покупки научных изданий и стипендии, включая именные;
  • иметь каникулы (очная форма), дополнительный оплачиваемый отпуск (заочная форма);
  • занимать штатную должность (или работать на других условиях).

Обязанности аспиранта четко определены:

  • выполнять пункты индивидуального плана работы строго в указанные в нем сроки;
  • активно участвовать в жизни кафедры;
  • для допуска к защите необходимо опубликовать статьи в перечне ВАК.

Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.

Могут ли аспиранты преподавать в вузе

Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.

Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.

По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.

Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.

Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.

Процесс обучения аспиранта

Во время обучения аспирант готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Пишется диссертация под руководством научного руководителя: доктора наук или профессора.

Образовательная деятельность аспиранта строго регламентирована индивидуальным планом работы, где определены сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум. Обязательными предметами для посещения на первом курсе является английский язык и философия

Также не менее важно участвовать в работе кафедры

Невыполнение плана грозит отчислением. Только от самого аспиранта зависит получение заветного кандидатского минимума и защита диссертации.

Неоднозначные отношения

В российской аспирантуре довольно высокий отсев. Лишь около 60% поступивших заканчивают обучение. В принципе ситуация не уникальна. В Испании доля выбывших достигает по ряду профилей 70–90%, в США — 50%, в Австралии — около 30%. Большой отсев часто связывают с вынужденным совмещением учебы и работы. В России на аспирантскую стипендию прожить невозможно — нужно трудоустраиваться. Однако между учебой и работой может возникнуть конфликт (по затратам времени, сил, содержанию). Аспиранту приходится выбирать: или — или. Но возможен и синергетический эффект: работа помогает в подготовке диссертации.

Эти ретроспективные оценки значимы. Но не менее важны и изначальные карьерные планы аспирантов: закрепиться в университете или работать вне академии. Наконец, имеют значение характеристики занятости (место работы, полный или неполный день) и связь темы диссертации с содержанием работы. Все эти факторы влияют на результаты аспирантуры и дальнейшую карьеру.

Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова и Зибейда Джафарова подробно изучили занятость учащихся в ее связи с их профессиональными амбициями и разными аспектами обучения. Работа опирается на опрос 2020 аспирантов в 14 российских вузах (12 из них — участники программы «5–100» плюс два федеральных университета; 2016 год).

Как проходит обучение

Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.

За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.

В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.

Ускоритель карьеры

Все вполне логично. Молодые люди высоко оценивают карьерный потенциал аспирантуры. Многие ожидания от нее связаны именно с этим фактором. 68% сотрудников вуза и 48% трудоустроенных в других местах уверены в том, что обучение поможет в карьере исследователя в вузе или НИИ. О значимости аспирантуры для преподавательской карьеры говорят 50% респондентов из вуза и 42% из других организаций.

Даже неакадемические работники довольно высокого мнения об аспирантуре как драйвере карьеры. Обучение поможет в продвижении вне академии, считают 43% респондентов этой группы. И 30% полагают, что аспирантура способствует развитию карьеры исследователя в коммерческой организации.

Аспирантура или второе высшее образование

В то время как второе высшее образование позволяет стать универсальным специалистом широкого профиля, освоившим сразу два направления, либо полностью сменить сферу деятельности, аспирантура обеспечивает вертикальный образовательный рост за счет повышения профессионализма и квалификации, позволяя выпускнику в случае удачной защиты получить ученую степень. Кроме того, поступление в аспирантуру предоставляет отсрочку от армии, что актуально в первую очередь для молодых людей призывного возраста, при этом кандидаты на получение второго диплома о высшем образовании подобной льготой не обладают.

Обучение по программам второго высшего образования допускает его прохождение одновременно с первым высшим, в то время как аспирантура не позволяет совершить подобный маневр. Более того, получить статус аспиранта возможно только после прохождения магистратуры, которая представляет собой предшествующую аспирантуре образовательную ступень

Немаловажно также, что не каждый вуз имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в то время как получить еще один диплом ВО можно в любом высшем учебном заведении

Структура высшего образования в России (три ступени)

В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.

Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:

  • Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
  • Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
  • Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.

По принятии образовательных стандартов нового поколения система высшего образования была разделена на три ступени:

Бакалавриат

Бакалавриат — первая ступень учебы

Это первая ступень, куда учащиеся зачисляются на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Продолжительность обучения составляет 4 года для выпускников 11 классов и 3 года (чаще всего) для выпускников колледжей и техникумов. Последние зачисляются туда на основании диплома и внутренних вступительных испытаний. После окончания бакалавриата существует возможность перейти на следующую ступень образования, которое можно продолжить не только в российских, но и в зарубежных вузах.

Магистратура и специалитет

Специалитет являлся основной формой образования высшего уровня в РФ до сентября 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему, подписав соответствующую декларацию. Хотя форма специалитета успешно применяется некоторыми вузами страны до сих пор. Поступление на специалитет осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Обучение продолжается 5 лет (очная форма) или 6 лет (заочная форма). Выпускник дальше может поступить как в магистратуру (только на платной основе), так и сразу в аспирантуру. Эта форма образования считается достаточно престижной в России, но за рубежом найти работу с дипломом специалиста будет проблематично, поскольку там подобная форма не практикуется.

Магистратура является второй ступенью в высшем образовании, продолжительность обучения в ней составляет 2 года и дает студентам возможность глубже погрузиться в выбранную ими специализацию. Поступление в магистратуру происходит по итогам сдачи внутреннего экзамена при наличии диплома бакалавра или специалиста. Обучение не Обучение может быть на бесплатной основе (если успешно пройден этап конкурсного отбора) или на платной (в остальных случаях). Его не обязательно продолжатьв том же вузе, где получалась предыдущая ступень. Магистратура, так же, как и бакалавриат позволяет получить отсрочку от службы в армии.

Аспирантура

Аспирантура — уровень высшего образования

Представляет собой особый уровень образования в России. После успешного завершения аспирантуры обучающемуся присваивается научная степень кандидата наук.

Также существуют две формы обучения – бюджетная и платная. Поступление на бюджетную форму возможно только после окончания специалитета. Продолжительность обучения составляет 3 года (очная форма) или 4 года (заочная форма). На время обучения в аспирантуре предоставляется отсрочка от армии.

Благодаря введению новых образовательных стандартов, обучающиеся могут изначально поставить себе конкретную цель и постепенно идти к ней, минуя ступень за ступенью. Также стали понятны и очевидны различия между каждой ступенью, и студент может остановиться по окончании любой из них.

Вариант 1. Поступление в своем вузе

Это
самый распространенный вариант – когда зовут на кафедру в своем вузе. Вы знаете
преподавателей, они знают вас. В таком случае аспирантура получается мягким
продолжением высшего образования.

Лучше
всего, если человек, собирающийся в аспирантуру, увлечен какой-то конкретной
научной областью. Плюс не только в том, что в этой области он хорошо разбирается,
но и в том, что ему легче будет выбрать тему диссертации.

Также рекомендуем:

Зачем поступать в аспирантуру

Или даже – если говорить о поступлении – не диссертации,
а пока еще реферата. Практически везде от аспирантов-абитуриентов требуется
реферат по теме, соответствующей будущей диссертации.

Поэтому
совет такой:

заранее определите область своих научных интересов и наметьте
тему, которой вам будет интересно заниматься.

Общие положения

Поступление в докторантуру – шаг, свидетельствующий о серьезных намерениях кандидата развивать науку в выбранной области и солидной проделанной работе. Одно из условий – ценность и практическая значимость опубликованных статей и монографий, наличие запатентованных изобретений. Кроме того, необходимо проработать не менее года в направляющей организации и иметь пятилетний стаж педагогической и научной деятельности.

Количество мест для будущих докторантов зависит от федерального финансирования и числа желающих учиться на платной основе. Чтобы учиться в докторантуре на бюджетном месте, необходимо пройти конкурсный отбор.

Пакет документов

При поступлении предоставляются следующие документы:

  • заявление, подтверждающее желание участвовать в конкурсе на прием в данную докторантуру;
  • заверенное печатью направляющей организации письмо-ходатайство об участии в конкурсном отборе;
  • диплом (копия), подтверждающий наличие степени кандидата наук;
  • трудовая книжка (копия);
  • список научных трудов. На списке должна стоять подпись руководителя и печать направляющей организации;
  • план подготовки научного исследования;
  • рекомендация, полученная в ученом совете организации, которая направляет научного работника;
  • удостоверение личности.

При подаче документов заполняется анкета, в которую вклеивается фотография размером 3×4, а также предоставляются еще две такие фотографии. Список документов может варьироваться, поэтому его лучше уточнить на сайте вуза.

Социальная защищенность

Закон, на основании которого регулируется докторантура («О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации») дает докторантам ряд гарантий:

  • выплата государственных стипендий;
  • предоставление каникул в конце каждого академического года;
  • право продолжить работать на прежнем месте;
  • право на командировки, в том числе и зарубежные;
  • бесплатное пользование библиотеками, использование оборудования и возможностей лабораторий;
  • пособие на приобретение научной литературы, выделяемое ежегодно обучающимся на бюджетной форме;
  • полугодовой отпуск с сохранением заработной платы перед защитой.

Сколько лет учиться?

На подготовку диссертационного исследования отводится три года. Срок обучения в докторантуре фиксируется в трудовой книжке, он входит в научно-педагогический стаж.

Положение о докторантуре предполагает, что каждый академический год докторанты:

  • занимаются научно-исследовательской работой;
  • проходят промежуточную и итоговую аттестацию;
  • проходят практику;
  • уходят на каникулы. На отдых отводится не более пяти недель.

Что такое ученая степень?

Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.

Виды

Российская наука позволяет получить степени двух уровней:

  • Кандидата наук.
  • Доктора наук.

Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.

Кандидат наук

Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:

  1. Стать аспирантом, пройти полный курс обучения. Чтобы стать аспирантом, нужно полное высшее образование (специалитет или бакалавриат плюс магистратура). 3−4 года студент под контролем опытного научного руководителя ведет исследования выбранной предметной области, пишет диссертацию. Учиться в аспирантуре можно очно или заочно. На протяжении обучения студенты помимо исследовательской деятельности, науки, занимаются преподаванием. По окончании нормативного срока аспирант представляет диссертационному совету готовую работу, которая оценивает труд. После успешной защиты исследователю присваивают степень.
  2. Стать соискателем при кафедре университета. Соискательство возможно не во всех ВУЗах. Вольные деятели науки не посещают занятия, не обязаны помогать университету, проявлять активность. За 3 года соискатели готовят диссертацию. Процесс защиты принципиально не отличается.

Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.

Доктор наук

Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.

Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.

Средний возраст абитуриентов поступающих в аспирантуру

Мотивы аспирантов сильно отличаются. А вот самих претендентов старше 45 лет становится меньше. На 2015−2016 гг. их доля в общей численности учащихся российских вузов составила меньше 4%.

Средний же возраст отечественных будущих кандидатов наук определен на 2015-й на уровне 26−28 лет. Он ниже, чем у Европы (32−33), Америки (30) и Канады (28−31).

Это связано с 2 условиями.

  • Различия подхода к среднему образованию (некоторые американцы остаются колледжистами до 27−30 лет).
  • Более высокий статус ученого за рубежом. Отдельные государства закрепили законодательно первенство кандидатур со степенью кандидата на руководящие посты. В Израиле на самые престижные должности исследовательских институтов, научных центров, аналитических агентств принимают только выпускников аспирантуры.

Какие существуют иные ограничения?

Диплом магистра/специалиста и оговоренный правилами (пусть не всегда обусловленными законом) возраст — два ключевых условия перехода на третью ступень профессиональной подготовки. Но они не являются исчерпывающими.

Работающему претенденту нужно предоставить и рекомендацию за подписью работодателя. Часто требуется минимальный стаж профессиональной занятости от двух лет. Выпускнику магистрата нужен набор характеристик педагогов.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector