Арт-терапия
Содержание:
- Метафорические ассоциативные карты в работе арт-терапевта
- Арт-терапия
- Сущность арт-терапии
- История возникновения
- Кому подойдет это направление
- Арт терапия: что это и как работает?
- Арт-терапия в реабилитации зависимости
- Цели методики
- Как работает арт-терапия
- Коррекция кризисных и стрессовых состояний в арт-терапевтической практике
- Задачи, решаемые семейной арт-терапией
- Как придумали
- Какие виды арт-терапии бывают
- Показания для проведения терапии искусством
- Виды и методы арт терапии
- Как и с кем проходят сеансы?
- Невротическое расстройство у детей
- Мой опыт использования арт-терапии
- Понятие невроза
- Как работает арт-терапия?
- Танцевально-двигательная терапия в арт-подходе
- Психология — неточная наука
- Заключение
Метафорические ассоциативные карты в работе арт-терапевта
Курс расширяет профессиональный арсенал практического психолога арт-терапевта, знакомит с различными колодами метафорических ассоциативных карт, их структурой, назначением и возможностями использования при работе с клиентами.
Подробно изучаются:
- правила работы с метафорическими ассоциативными картами
- методика «Колесо жизни» — диагностика актуальной картины жизни клиента по 8 значимым сферам
- методология работы с метафорическими ассоциативными картами
- модель SCORE
- методики: «Кто я?», «Все мои шляпки», «Групповая сказка», «Завершение отношений», «Проработка тяжелой истории» и т.д.
- использование метафорических ассоциативных карт при работе с травмой, стрессом
Арт-терапия
Буквально означает лечение искусством, творчеством. Этот вид психотерапии даёт человеку возможность выразить себя, свои тревоги и переживания в творчестве. Разновидностей арт-терапии существует столько же, сколько направлений в искусстве (музыкальная терапия, изотерапия, танцедвигательная терапия, фильмотерапия, глинотерапия, театральная терапия и др.). Арт-терапия позволяет человеку выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, освободиться от страхов, научиться разбираться в своих чувствах. Глядя на результат своей творческой работы, клиент испытывает чувство удовлетворённости, у него повышается самооценка и настроение. Очень важный момент в арт-терапии – это катарсис (потрясение, переживание очень сильных эмоций). Катарсис позволяет освободиться от напряжения, а также пережить инсайт, то есть «озарение», переворот сознания, после которого человек может посмотреть под другим углом на ключевые жизненные вопросы.
Невербальные методы психотерапевтической работы позволяют корректно и деликатно помочь человеку в решении его проблем. Преимущество таких методов психотерапии в том, что они интересны и необычны, чем привлекают и располагают к себе даже самых недоверчивых и скептически настроенных клиентов, помогают клиенту и специалисту быстрее найти доверительный контакт, а также преодолеть действие психологических защит без вреда для клиента.
Сущность арт-терапии
Что такое арт-терапия в психологии? Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.
Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним. Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души. Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.
История метода
Кратко опишу историю возникновения и развития метода.
К какой области науки относится арт-терапия? Конечно же, к психологии. История метода началась с психоаналитической школы. Считается, что в процессе занятий творчеством находят выход эмоции и чувства человека, его жизненные ценности и ориентиры, а также неосознаваемые психические состояния индивида.
Кто же ввел термин «арт-терапия»? Термин «арт-терапия» ввел в употребление А. Хилл. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии. Его пациенты избавлялись от тревожности с помощью рисования. А. Хилла считают основоположником классических видов арт-терапии.
Основателем психодинамической арт-терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.
После Великой Отечественной Войны приемы арт-терапии стали применяться в реабилитационной работе с детьми. А в 1969 году в США появилась ассоциация психологов, которые занялись детальным изучением психокоррекционных возможностей различных направлений искусства. Сегодня Американская ассоциация арт-терапии считается крупнейшим союзом специалистов в области этого направления коррекционно-развивающей деятельности. В 1997 году в России для развития теории и практики арт-психологии было создано национальное сообщество арт-терапевтов.
История возникновения
Термин «арт-терапия» был придуман британским врачом и художником Адрианом Хиллом. Все началось с того, как в 1937 году он лечился от туберкулеза на курорте Мидхерст. Хилл проводил много времени в работе над своими пейзажами и заметил, что это его очень успокаивает и позволяет отвлечься от болезни. Каждый раз выплескивая на холст свои переживания, показывая свои эмоции, в результате он всегда был эмоционально стабилен и не давал болезни взять контроль на разумом.
Позднее, когда его пригласили преподавать живопись другим пациента курорта, он подтвердил свою теорию. Среди пациентов было много солдат, которые только вернулись с войны. Не трудно представить, какое эмоциональное напряжение они ощущали каждый день, и живопись действительно помогала снизить его. Свою работу с пациентами он описал в книге «Искусство против болезней».
Последовательница Адриана Хилла, Эдит Крамер, считала, что искусство исцеляет само по себе. Это она подтверждала, когда работала в Уилтвикской школе для трудных подростков.
Далеко не все поддерживают мнение о целительном свойстве искусства. Маргарет Наумбург, американская специалистка, считает, что нельзя считать живопись самоцелью, это только инструмент в терапии, лишь дополнительный способ диагностики.
Кому подойдет это направление
Арт-терапия подходит и детям, и взрослым. Ее преимущество в работе с детьми — элемент игры, экспрессивность и отсутствие необходимости много говорить. Благодаря последнему арт-терапия хорошо показывает себя в работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Среди них много тех, кому трудно выражать себя вербально, и окружающий мир кажется им хаотичной непонятной структурой.
Арт-терапия помогает развить коммуникативные и когнитивные способности, понимать других и чувствовать себя уверенней.
Взрослым людям арт-терапия дает более полное понимание себя и своих чувств. Многие занимаются творчеством в детстве, но бросают делать это с возрастом. А еще перестают быть открытыми и запрещают себе эмоции. Это плохо сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье — арт-терапия обращается к «эмоциональному мозгу» человека и раскрывает все его преимущества для человека.
Людям, которые столкнулись с тяжелой болезнью, арт-терапия помогает принять случившееся и проходить через лечение. Она показывает, как не копить в себе переживания, продолжать радоваться и жизни, и предотвращает глубокую депрессию.
Арт терапия: что это и как работает?
Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.
Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.
Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит.
Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния, таким образом, оздоравливается психика. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных, часто отрицательных, эффектов.
Арт-терапия в реабилитации зависимости
У болезни зависимость бывают разные проявления: наркомания, алкоголизм, игромания или пищевая зависимость. Но все виды зависимости объединяет два ключевых фактора: неумение полноценно проживать свои чувства и закрытость от внешнего мира.
Зависимые люди по разным причинам не проживают свои чувства: когда больно – не плачут, когда весело – не ликуют.
Возможно, в детстве им запретили быть естественными, и зависимый проживает чужую жизнь. А истинные мотивы его поступков социум вытесняет в подсознание. Потом эти подавленные чувства дают печальные плоды.
Зависимый человек очень закрытый. Часто он может выглядеть общительным, но носить маску для него – обыденное дело.
Добраться до естества, до истинных мотивов зависимого бывает невозможно, а любая глубинная терапия подразумевает работу с глубинными пластами психики.
В обоих случаях арт-терапия подходит идеально. Человека не просят рассказать, прожить, поделиться, открыться. Терапевта как бы и нет вовсе. Только клиент и рисунок.
Широкую популярность арт-терапия обрела именно в кругах зависимых людей. Взрослые пациенты, которые разучились быть искренними за годы своих недугов, с радостью берут краски и дурачатся. Даже в атмосфере кажущейся несерьезности опытный терапевт сможет увидеть решающие факторы. Ведь человек не может сотворить того, чего нет в пределах его психики.
Цели методики
Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии.
Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:
- выход негативных мыслей и эмоций;
- облегчение комплексной психотерапии;
- проведение развернутой психодиагностики;
- проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
- установление доверительных отношений между врачом и больным;
- развитие творческих способностей;
- повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
- обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
- выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.
Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:
как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
для увеличения эффективности психотерапии
ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
чтобы установить контакт с пациентом
для улучшения самоконтроля
для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.
Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента
Как работает арт-терапия
Арт-терапия работает в основном с бессознательными процессами. У ее истоков стоят известные психоаналитики — Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. Они заметили, что в творчестве человек выражает скрытые желания и эмоции. Позже художник Адриан Хилл, который работал с больными туберкулезом, заметил позитивное влияние творчества на состояние пациентов. Именно он ввел понятие «арт-терапия».
Многие люди не понимают собственных эмоций и не умеют их выражать; им трудно наладить контакт с собой и окружающими. Причиной могут быть внутренние запреты, негативные установки или травмы, которые продолжают влиять на психику. Найти и выразить эти проблемы легче в творческом процессе. Вы не рассказываете о себе напрямую — а выражаете себя метафорически: цветом, звуком, движением. Затем вместе с терапевтом «расшифровываете» послание и прорабатывете его.
Арт-терапия помогает:
- повысить самооценку;
- снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса;
- избавиться от тревожного расстройства и депрессии;
- решить семейные и детско-родительские конфликты;
- выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения;
- лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели.
Коррекция кризисных и стрессовых состояний в арт-терапевтической практике
Курс формирует представление о возможностях арт-терапевтической коррекции состояний, связанных с кризисными периодами и стрессами, помогает освоить техники и приемы арт-терапевтической работы с ними.
Подробно изучаются:
- эмоциональные, соматические, когнитивные и поведенческие проявления кризисных и стрессовых состояний
- особенности арт-терапевтической работы при коррекции кризисных и стрессовых состояний
- техники и средства при коррекции кризисных и стрессовых состояний: изобразительная деятельность, фототерапия, мандалатерапия, арт-терапевтические упражнения и т.д.
Задачи, решаемые семейной арт-терапией
Данные занятия решают как диагностические, так и коррекционные задачи, среди которых:
- опыт детей в отношениях с родителями или братьями и сестрами;
- влияние родителей на детское восприятие мира;
- проработка семейного опыта в прошлом;
- выявление переживаний всех членов семьи, которые не были высказаны и осознаны;
- причинно-следственные связи реакций и взаимодействий;
- коррекция дисфункционального поведения членов семьи;
- помощь в решении семейных конфликтов;
- проблемы родительского поведения.
На занятиях семейной арт-терапией всем членам семьи предлагается выполнять некоторые задания, как говорили ранее, обычно они носят изобразительный характер. Нередко специалисты дополняют занятия играми или театрализацией, а также используют музыку.
Также специалисты предлагают создавать повествования, как письменные, так и устные. Обычно достаточно даже одного занятия для того, чтобы диагностировать и оценить взаимодействия между членами семьи. Для этого используют такие техники, как:
- общая разработка и изображение герба семьи;
- рисование или театрализация сцен из жизни;
- совместное творчество (это может быть рисунок, коллаж или даже скульптура);
- создание каракулей, которые позднее обсуждаются и объясняются каждым членом семьи;
- совместное создание семейного портрета. Он может быть реалистичным или метафорическим (например, в образах животных или предметов, изображение определенными цветами, героями или картинками из журналов и книг);
- рисование дома, в котором живет семья, а также изображение их ежедневных дел в его стенах;
- описание семейных событий (это могут быть не только приятные события вроде торжеств и отдыха, а и трудные и неприятные моменты);
- изображение проблем между членами семьи (конфликты, болезни, неудачи и другое);
- прорисовка жизненных ценностей каждого человека и общих ценностей;
- описание жизненных ситуаций внутри семье в развитии (то есть серия рисунков, фотографий, картинок);
- обдумывание и визуализация целей семьи;
- рисование жизненного пути семьи, что тоже включает в себя серию рисунков и изображением самых важных этапов развития семьи;
- рисование и обсуждение индивидуальных и общих хобби;
- изделия из песка, создание иллюстраций на разные темы.
Данные виды техник могут быть выполнены одним человеком, поочередно или совместно. Причем в последнем случае существует несколько реализаций. Например, члены семьи сначала обсуждают задание, как они видят ее исполнение, описание предмета (чаще всего в этот момент происходит описание проблемы).
Наблюдая за процессом обсуждения, специалисты нередко улавливают тонкости взаимодействий, а также видят сложности и думают над решением. В другом варианте реализации членам семьи советуют воздержаться от обсуждений.
В таком случае специалисту легко увидеть положение каждого члена семьи и его позицию. Грамотный специалист всегда сможет выявить не только семейные проблемы, но и заметит сильные стороны пациентов и расскажет, как ими пользоваться.
Ниже приведем факторы психокоррекции на занятиях подобного рода:
- проработка дисфункциональных взаимоотношений;
- реакции взаимодействий;
- принятие или непринятие чувств себя или другого;
- получение опыта, который получен впервые и совместно;
- взаимодействия (особенно – сопереживание);
- получение новых знаний и новых позиций;
- обучение решения конфликтов (с помощью компромиссов, обсуждений, выражения чувств и понимания).
Как придумали
Великие основоположники психоанализа Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг исследовали бессознательное, они заложили основу для развития арт-терапии как одного из способов психотерапии. Когда мы занимаемся каким-то искусством не на заказ, а для себя, мы выражаем свои чувства, эмоции, проецируем свое состояние на холст, глину, музыку. А значит, используя эту особенность, можно избавиться от накопленного негатива.
Прислушавшись к собственным внутренним ощущениям, можно перенести их на объект искусства, который будет выражать «собственное я»
Само понятие арт-терапии ввел художник Адриан Хилл, который обратил внимание на позитивное влияние творчества на больных туберкулезом. Важный аспект такой практики — дальнейший разбор вашего произведения вместе со специалистом
Он поможет выявить глубинные проблемы, а также понять, что означают те или иные образы. Кроме того, арт терапия относится к профилактическим мерам, чтобы стресс не успевал накапливаться, а негатив своевременно трансформировался во что-то внешнее.
Какие виды арт-терапии бывают
Не только живопись относится к арт-терапии, каждый человек находит для себя самый действенный способ, который помогает выразить себя и успокаивает.
К арт-терапии также относятся:
- Фототерапия (фотографирование, обработка фотографий и создание коллажей);
- Изотерапия (рисование);
- Музыкотерапия (прослушивание музыки, игра на инструментах);
- Песочная терапия (рисование песком);
- Сказкотерапия (сочинение сказок);
- Дэнстерапия (занятие танцами).
- Коллажирование. (Создание коллажей из разных картинок);
- Тканетерапия (практически то же самое, что и коллажирование, только вместо картинок используются ткань);
- Кинотерапия (пациенты смотрят кино, а после с терапевтом обсуждают увиденное и переосмысливают ценности);
- Тестопластика (работа с разными пластичными массами: пластилин, глина, тесто для создания фигурок и форм);
Групповая арт-терапия
Для групповой терапии набирается целая психотерапевтическая группа. Она будет либо закрытая, где будет собрано определенное число пациентов, либо открытая, куда возможно принятие новых участников в процессе терапии. Сессии длятся от 1,5 до 3 часов, все зависит от целей, которые стоят на сессию.
Для каждого участника групповая арт-терапия создает уникальную атмосферу, где каждый связан одной целью, одним занятием. Создается атмосфера дружелюбия и заботы друг о друге.
Показания для проведения терапии искусством
Поскольку основное предназначение арт-терапии заключается в гармонизации личности и в улучшении психо-эмоционального состояния человека, то показанием для нее может служить любое отклонение в душевном самочувствии. Речь не только о патологиях, но и о вполне нормальных для любого человека отрицательных эмоциях.
В качестве наиболее распространенных показаний для такого вида лечения специалисты называют:
- состояние стресса и депрессии, а также подавленное настроение;
- эмоциональная нестабильность и импульсивность человека;
- наличие страхов и фобий;
- заниженная самооценка и негативное отношение к себе;
- состояние повышенной тревожности;
- безосновательная раздражительность и конфликтность человека;
- замкнутая личность и состояние психического напряжения;
- полученная психологическая травма;
- нарушенные коммуникативные качества;
- кризисы определенного возраста;
- задержка в психическом либо речевом развитии у ребенка.
Полезна данная психологическая техника для детей и подростков, для зрелых людей и представителей старшего поколения.
Виды и методы арт терапии
Видов и методов терапии искусством на сегодняшний день необычайно много. Более того, их список постоянно растет, пополняясь чем-то новым. К основным и наиболее распространенным можно отнести следующие:
Методы арт-терапии | Описание |
изотерапия | лечение рисованием или другим изобразительным искусством |
мандалотерапия | основанная на использовании мандал |
музыкальная терапия | терапия музыкальными произведениями |
МАК | техника, основанная на использовании метафорических карт ассоциаций |
песочная терапия | терапия с применением песка |
сказкотерапия | лечение сказками |
куклотерапия | куклы спешат на помощь, терапия куклами |
библиотерапия | лечение, основанное на религии |
фототерапия | набор психотехник, для лечебно-коррекционного применения фотографии |
танцевальная терапия | вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве |
кинотерапия | просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога |
драматерапия | театр-драма как средство и метод лечебной терапии |
глинотерапия | применение глины в лечебных целях |
К арт-терапевтическим занятиям можно отнести квиллинг, оригами, аппликацию, вязание и, собственно, любой вид творчества. Каждое такое занятие по-своему полезно, оно улучшает психическое состояние человека и «меняет заряд его эмоций с минуса на плюс».
Как и с кем проходят сеансы?
По форме проведения можно выделить несколько видов:
- Индивидуальное консультирование.
- Групповая арт-терапия. Сочетает в себе индивидуальную и совместную творческую активность. Часто группа совместно обсуждает картины, проходят дискуссии по материалу, созданному членами группы.
- Семейная арт-терапия. В отличие от семейного консультирования, данная форма включает активное применение изобразительных средств. Они служат базой для анализа, обсуждения, выявления особенностей взаимодействия членов семьи, для диагностики и коррекции семейных отношений.
большой выбор различных изобразительных материалов
Арт-терапевты – профессионалы с образованием в сфере психологии. Они используют в работе психологические теории, информацию об особенностях развития психики, психологии личности и возрастных кризисах, духовных, исторических и художественных традициях, а также знания клинической практики. Такие специалисты понимают, как себя вести, чтобы сохранить экологичную и бережную атмосферу. Готовы к ярким чувственным проявлениям, в частности, к слезам, которые могут проявиться из-за инсайтов и осознаний во время практики. Арт-терапевты работают с людьми всех возрастов: детьми, взрослыми, парами, семьями, группами и сообществами.
Подробнее о том, как выбрать психолога, можно прочитать здесь
Невротическое расстройство у детей
Неврозы у детей встречаются довольно часто, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Порой их проявления сложно принять за симптомы болезни. Это такие навязчивые действия как выдергивание волос, ковыряние пальцем в носу, оттягивание мочки уха, закусывание губы, сосание пальцев. Детский невроз также может проявляться навязчивым счетом. Ребенок пересчитывает все что угодно: ступени, буквы, квадраты плитки, при этом сам не может дать объяснение, зачем он это делает.
К другим невротическим симптомам относят:
- нервные тики – ребенок как будто подмигивает, дергает плечами, заикается;
- страх, доходящий до паники. Особенно проявляется перед сном. Это может быть страх ложиться в свою кровать, оставаться одному, страх темноты, посещения школы;
- истерики с припадками и криками случаются, когда не выполняется желание ребенка;
- недержание мочи.
Дети с неврозами вялые, у них плохой аппетит, их беспокоит бессонница.
Причиной такого состояния очень часто становятся конфликтные отношения в семье, особенно развод родителей. Еще одна группа провоцирующих факторов – это стрессовая ситуация, сопровождаемая сильным испугом: покусала собака, ребенок стал свидетелем неприятной ситуации. Причиной также могут быть переутомление как умственное, так и физическое.
Из других причин выделяют перенесенные инфекции, интоксикации, поражение клеток мозга.
Лечит детские невротические расстройства детский психиатр. Главным методом терапии по-прежнему остается психотерапия. Используют такие ее виды: сказкотерапия, игровая терапия, гипноз. Применяют и медикаментозные средства. В основном это ноотропные и общеукрепляющие препараты, витаминно-минеральные комплексы, седативные растительные средства. Транквилизаторы и антидепрессанты применяются крайне редко.
Со стороны родителей требуется создать для своего чада теплую и доброжелательную атмосферу в семье. Распорядок дня должен распределяться таким образом, чтобы в нем хватало места и труду, и отдыху
Очень важно дозировать нахождение ребенка в интернете и обязательно привлекать его к какому-либо виду спорта
Мой опыт использования арт-терапии
В своей работе я использую арт-терапию в основном с подростками с целью коррекции их эмоционально-волевой сферы. На первых сессиях я сталкиваюсь с такой проблемой, как желание подростков следовать стереотипам, действовать по инструкции, пользоваться трафаретами.
Способность к творчеству у них блокируется желанием соответствовать продиктованным требованиям взрослых. Как только удается разрушить внутриличностные блоки, тут же выплескивается наружу вся гамма чувств, которые юноши и девушки старательно прячут от посторонних глаз (да и от самих себя тоже).
Сами участники группы на этапе обсуждения с удивлением сообщают о необыкновенной легкости, которая вдруг возникла в душе. Конечно, носить в себе клубок запутанных чувств и переживаний очень тяжело. А тут еще гормональные бури, кризис пубертата, первая любовь…
Работая с закрытой группой, я замечаю, что творчество меняет подростков. Они становятся выше в моральном и духовном плане. К концу занятий многие отказываются от экстравагантного стиля в одежде, демонстративной модели поведения, жаргонных словечек.
На мой взгляд, арт-терапия – это универсальный проводник между душой и телом, между сердцем и разумом. Когда мои клиенты жалуются на усталость, апатию, неудовлетворенность собственной жизнью, я советую им остановиться и прислушаться к своей душе. Ускоренный темп современной жизни не позволяет душе раскрыться, поэтому иногда нужно взять тайм-аут. Временная пауза в делах – это не роскошь, это необходимое условие сохранения психического здоровья.
Понятие невроза
Невроз – это психогенное длительное расстройство, имеющее обратимый характер. Термин был введен в обиход еще в 18 веке. В современной официальной медицине он не употребляется: заменен на смежное понятие – невротическое расстройство.
Причины неврозов, как и любых расстройств психического генеза, до конца не изучены. Но большинство специалистов сходится во мнении, что главная роль в этом отводится стрессовому фактору, какой-то психотравмирующей ситуации. Однако большее значение имеет не сила или длительность воздействия этих факторов, а степень восприятия и отношение к ним человека. То есть, играет роль внутреннее состояние личности, особенности характера. Например, такие черты, как тревожность, мнительность, сентиментальность, увеличивают риск развития состояния.
Известная российская исполнительница, Ирина Дубцова, попала в психиатрическую клинику им. Соловьева именно с этим диагнозом. Причиной этому послужил тяжелый бракоразводный процесс ее возлюбленного с бывшей женой, которая досаждала певице угрожающими звонками.
Многие мировые психологи задавались вопросом о происхождении невротического расстройства. Зигмунд Фрейд считал, что болезнь развивается при возникновении внутреннего конфликта между Оно и Сверх Я личности, то есть между ее инстинктами и моралью.
Карен Хорни предполагала, что невроз – следствие конфликта между защитными реакциями личности. Она развивает их под действием психотравмирующего фактора, такого как унижение, агрессия и т.д. В результате этого у человека формируется несколько моделей отношения к обществу: к, против и от людей – потребность в любви, власти или независимости соответственно.
Другой причиной расстройства может стать изменение уровня нейромедиаторов, что делает нервную систему человека более уязвимой, или гормональные перестройки в период полового созревания или климакса.
Среди симптомов заболевания выделяют следующие:
- лабильность эмоционального фона, частые перепады настроения;
- проблемы со сном – бессонница, раннее просыпание или тяжело просыпаться утром;
- тревожность и страхи;
- панические атаки;
- сентиментальность, плаксивость, ранимость;
- повышенная раздражительность;
- снижение работоспособности и когнитивно-познавательных функций;
- фиксация на травмирующем факторе;
- свето-, звукочувствительность;
- повышенный или пониженный аппетит;
- пессимизм, отчаяние;
- принимаясь за какое-либо дело, топчитесь на одном месте и никуда не двигаетесь;
- заикание;
- физиологические симптомы – головные боли, головокружение, боли в сердце, пищеварительные расстройства, затрудненное дыхание и т.д.
В состоянии невроза у человека сохраняется критическое отношение к симптомам заболевания. Психотические признаки в виде бреда, галлюцинаций отсутствуют.
Как работает арт-терапия?
Арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного контакта с глубинным психологическим материалом, помогают обходить блоки, защиты и цензуру сознания, усиливают проработку бессознательных переживаний и снижают противодействие изменениям. Через работу с символами развивается ассоциативно-образное мышление, получают выход заблокированные или малоразвитые системы восприятия.
обнажить внутренние конфликтыТворчество усиливает фокус внимания к своему внутреннему миру и помогает понять происходящее
Существуют различные практики, которые облегчают эмоциональное выражение сложных чувств, проблем и пр. Среди наиболее распространенных:
- коллаж: клиент использует журналы, фотографии, книги, брошюры и т.д., арт-терапевт направляет его к вырезанию и изображению образов и историй, о которых ему трудно говорить;
- фототерапия: помогает пациенту контактировать с прошлым опытом через личные фотографии, альбомы, составление видеоряда;
- семейная скульптура: работа с глиной или любым другим скульптурным материалом, где клиент должен представить каждого члена семьи. Размер и форма фигур и могут символически показать отношения между членами.
Создание собственного произведения приводит клиента в активную позицию, позволяет повысить самооценку, снять напряжение, развить творческие способности, увидеть в себе скрытые возможности, ресурсы, а также получить удовольствие от самого процесса творчества.
Выделяются 3 фактора психологического воздействия в процессе арт-терапии:
- выражение эмоций и чувств, удовлетворение потребностей в творческой работе;
- психотерапевтические отношения клиента с терапевтом, группой;
- анализ, интерпретация, вербализация и обратная связь. Происходит трансформация, благодаря которой материал с эмоционального уровня переходит на уровень понимания. Клиент видит свою работу и понимает ее внутренний смысл.
По мнению Юнга, известного психолога аналитического направления, воображение и творчество являются движущими силами человеческого существования. Он использовал понятие «активное воображение» для описания такого творческого процесса, в котором человек просто наблюдает за развитием своего воображения и не стремится воздействовать на него.
Танцевально-двигательная терапия в арт-подходе
Курс дает знания о принципах и методах танцевально-двигательной терапии, формирует представление об особенностях применения танцевально-двигательной терапии в различных областях арт-терапии и психологической деятельности.
Подробно изучаются:
- танцевально-двигательная терапия как метод
- базовые положения танцевально-двигательной терапии
- танцевально-двигательная терапия и арт-терапия
- индивидуальная и групповая работа в танцевально-двигательной терапии
- танцевально-двигательная терапия в медицинских учреждениях
- танцевально-двигательная терапия с детьми и подростками
- танцевально-двигательная терапия в женских группах
- танцевально-двигательная терапия с пожилыми людьми
- базовые компетенции танцевального терапевта
Психология — неточная наука
А теперь неутешительный факт: на самом деле никто не знает точно, что и какое влияние оказало на вашу психику. Психология — гуманитарная наука, выросшая из философии и пока не выработавшая единой парадигмы. С развитием технологий и нейронаук методы психотерапии становятся более обоснованными, но до абсолютной точности пока далеко. В современном мире сосуществуют несколько психологических школ, каждая из них по-своему объясняет, как устроена ваша личность, что ей движет, и предлагает свои методы психотерапии.
Более того, внутри этих школ есть множество значительно различающихся направлений. Такое изобилие связано с тем, что каждая методика была предложена конкретным автором и выражает в большей степени его личную философию (и в какой-то мере эпоху), чем объективное устройство психики.
Заключение
Исцеление творчеством – это относительно новое направление работы психологов и психотерапевтов. Эту технологию специалисты используют как самостоятельный метод психокоррекционного воздействия. Также элементы арт-методик могут применяться воспитателями и учителями в ходе организации образовательно-воспитательного процесса.
Это перспективное направление психологии в последние годы стремительно расширяется: появляются новые техники работы, требующие использования нетрадиционных материалов. Совсем недавно арт-терапию использовали только в психологических центрах, а сегодня этот метод проникает в самые разные сферы человеческой деятельности.