Лучшие источники аргументов для егэ по обществознанию 2021

Афоризмы

  1. «Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства». Третий президент Америки Томас Джефферсон говорил о том, что правительство обязано заботиться о жизни своих граждан и их счастье. Обрекать свой народ на страдания может только нехороший человек.
  2. «Произвол – это безумие власти». Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что люди, обладающие властью, не имеют права на произвол.
  3. «Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть». Бернард Шоу
  4. «Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником». Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк говорил о том, что люди слишком сильно меняются, добиваясь своих целей. Став начальником, человек снимает свою маску и показывает истинную натуру.
  5. «Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он». Наполеон Бонапарт считал, что истинная сущность человека проявляется только тогда, когда он чего-то добивается в жизни. Власть портит людей, открывает их тёмные стороны.
  6. «Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что люди, добившиеся чего-то нечестным путём, становятся на шаткую дорогу. Д
  7. «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть». Древнегреческий философ Пифагор предупреждал о том, что бесчестный человек не сможет использовать власть во благо своим подчинённым. Такие люди представляют собой опасность, как безумные с мечом.
  8. «Ответственность каждого гражданина – задавать вопросы власти». Бенджамин Франклин был уверен в том, что граждане имеют полное право требовать от власти отчёта своих действий, потому что бездействие одних становится причиной безнаказанности и произвола других.  
  9. «Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество». Древнекитайский философ Лао Цзы говорил о том, что истинное могущество приходит только к бесстрашным. Народ может стать великим, только сохранив своё дотоинство.
  10.  «Власть – это такой стол, из-за которого никто добровольно не встаёт». Советский поэт Ф. Искандер говорил о том, что человек, ощутивший хоть раз вкус власти, уже не сможет добровольно от неё отказаться.

Эпитеты к слову жизнь

Новая, личная, собственная, семейная, одинокая, интимная, драгоценная, городская, человеческая, долгая, недолгая, веселая, трудная, тихая, серая, скучная, невыносимая, счастливая, спокойная, достойная, частная, мирная, повседневная, бурная, тяжелая, супружеская, мирная, военная, классная, школьная, светская, реальная, загробная, литературная, замкнутая, историческая, невыносимая, полевая, двойная, студенческая, кипучая, столичная, здешняя, провинциальная, внутриполитическая, курортная, благополучная, довоенная, благочестивая, бродячая, окопная, фронтовая, монашеская, внеземная, греховная, развеселая, закулисная, трудовая, труженическая, горемычная, жалкая, неблагоустроенная, нервная, нескладная, мудрая, легендарная, многорадостная, содержательная, чудная, широкая, блаженная, беспечальная, безотрадная, лютая (простореч.), скитальческая, полуголодная, суматошная (разг.), праздничная, аскетическая, безликая, мещанская, бескрасочная, докучная, безалаберная, дремотная, паразитическая.

Эпитеты к слову «разговор»

Конфиденциальный, беглый, приватный, откровенный, задушевный, содержательный, бесконечный, быстрый, длинный, длительный, долгий, затяжной, короткий, краткий, минутный, небольшой, недолгий, непродолжительный, нескончаемый, продолжительный, оживлённый, непринуждённый, тягостный, обстоятельный, занимательный, увлекательный, бестолковый, беззвучный, бесцеремонный, благопристойный, бойкий, бурный, вежливый, веселый, волнующий, выразительный, вялый, горячий, громкий, деликатный, жаркий, живой, ленивый, медлительный, наглый, негромкий, немой, неофициальный, непоследовательный, неспешный, неторопливый, обходительный, оживленный, официальный, приглушенный, приличный, простой, пылкий, развязный, размеренный, резкий, свободный, сдержанный, скачущий, скованный, спокойный, степенный, тихий, торопливый, тягучий, уважительный, унылый, холодный, чинный, чопорный, шумный, телефонный, незаконченный, доверительный, предметный, предстоящий, бесплодный, памятный, светский, взрослый, неприятный, бессвязный, неловкий, отвлечённый, примечательный, судьбоносный, ненужный, вкрадчивый, дипломатичный, дружеский, душевный, заветный, извилистый, иносказательный, интимный, искренний, непринужденный, обтекаемый, опасливый, откровенный, открытый, прямодушный, прямой, секретный, сердечный, сокровенный, тайный, товарищеский, уединенный, уклончивый, хитрый, чистосердечный, щепетильный,  бесцельный, большой, важный, вздорный, воспитательный, душеспасительный, застольный, злой, значительный, интеллигентный, конкретный.

Аргументы

  1. Быть самим собой означает, прежде всего, гармонию души и тела.
  2. Быть самим собой – значит быть честным перед собой.
  3. Настоящая сущность человека далеко не всегда нравится окружающим.
  4. Человек не обязан соответствовать чьим-либо ожиданиям.
  5. Для человека, являющегося личностью, понятие «быть самим собой» — естественное состояние.
  6. Только искреннее выражение своих эмоций и чувств помогает человеку почувствовать себя самим собой.
  7. Каждый человек уникален, поэтому нужно гордиться собой.
  8. Нельзя понравиться всем окружающим, а в попытке угодить человек теряет свою личность.
  9. У каждого человека есть свои недостатки и это вполне нормально.
  10. Человек, который проявляет себя, способен познать собственную сущность.

Нравственный выбор

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
  2. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.

Выбор жизненного пути

  1. А.П. Чехов «Человек в футляре». Главный герой рассказа «Человек в футляре» является наглядным примером того, какой образ жизни может избрать для себя человек. Кто-то открывается всему новому и интересному, каждый день общается с людьми и наслаждается всеми моментами жизни, а кто-то закрывается глубоко внутри себя, и не позволяет обстоятельствам изменить существующий порядок вещей. И при этом человек осознанно ограничивает себя от всего, что может приносить радость, буквально хоронит себя заживо. Беликов самостоятельно берет кисть и окрашивает свою жизнь в черно-белые цвета, закрепляет рамки условностей вокруг себя, потому что считает, что все должно происходить по заранее известному сценарию. Любые жизненные потрясения и сдвиги способны сильно покалечить психику таких людей, как Беликов, но Чехов показывает ещё более печальный итог в истории этого человека
  2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Это первый психологический роман, в котором рассказывается история человека с глубокой личной трагедией в душе. Печорин – неоднозначный персонаж, который хоть и не отказывается от всех жизненных удовольствий, но все же выбирает для себя холодную замкнутость и уединение. Здесь можно рассмотреть проблему и более глубокого масштаба: герой выбирает для себя одиночество, так как столкновения с внешним миром приносят ему одни лишь несчастья. За всю жизнь у него не было настоящих друзей, и в любви этот человек тоже остался глубоко несчастным. Его выбор пал на чувство ненависти и презрения ко всему, что его окружает, включая людей. Он принял его, исходя из жизненных обстоятельств, которые сделали его таким, каким он в итоге предстает перед читателями.
  3. И.С. Тургенев «Рудин». Тургенев в своём романе «Рудин» хотел показать читателям образ человека, которого принято называть «лишним». Ведь именно таким чувствует себя главный герой на протяжении всех событий романа и до самого конца, когда отчаяние приводит его на баррикады. Дмитрий Рудин привык надменно и нагло обращаться с людьми, которые находятся в его обществе. Тем самым, он будто воздвигает внутри себя барьер, который не дает чувствительности выйти на свет. Он придает слишком большое значение своей персоне, из-за чего многие невольно проникались к нему и влюблялись. Но, проблема в том, что за всем этим ханжеством и лживыми тирадами пряталась обыкновенная неуверенность в себе. Он тоже выбрал путь постоянного ограничения себя от жизни, потому как думал, что это сделает его счастливым. Рудин играет с собственной жизнью, ежедневно надевая различные маски, и в итоге не может принять важных решений, которые могут полностью изменить его судьбу. Единственный действительно смелый поступок его жизни – участие во французской революции и желание погибнуть героем.

Афоризмы

  1. «Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим — величайшее достижение». Американский поэт и философ Ральф Уолдо Эмерсон считал, что главным достоинством человека является умение оставаться самим собой. Не поддаваться чужому влиянию очень трудно, но возможно.
  2. «Будьте собой. Все остальные места уже заняты». Английский писатель Оскар Уайльд призывал окружающих быть самими собой. Он говорил, что нет никакой необходимости выдавать себя за кого-то другого, в любой ситуации необходимо оставаться верным себе.
  3. «Личности всегда приходится бороться, чтобы не быть раздавленным массой. Если вы попробуете это, вы часто будете одиноки, и иногда вам будет страшно. Но никакая цена не слишком высока за привилегию обладать собой». Немецкий философ Фридрих Ницше говорил о том, что проблема личности и общества остаётся всегда актуальной. Часто, человек в стремлении реализовать свою личность, становится одиноким.
  4. «Большинство из нас — это не мы. Наши мысли — это чужие суждения; наша жизнь — имитация; наши страсти — цитата». В высказывании английского писателя Оскара Уайльда идёт речь о том, что человек слишком подвержен влиянию из вне. Человеческие мысли заняты чужими суждениями, жизнь подстраивается под обстоятельства, а для выражения чувств уже используются не искренние слова, а чьи-то цитаты.
  5. «Мы так привыкли носить маски перед другими, что, в конце концов, стали носить маски даже перед собой». Французский писатель Ларошфуко говорил о том, что человек, который притворяется перед остальным, рано или поздно начнёт притворяться и перед самим собой.
  6. «Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью».Американский изобретатель и успешный предприниматель Стив Джобс призывал человечество не тратить время на нездоровый интерес к чужой жизни. Он говорил, что необходимо помнить о быстротечности времени и тратить его с толком.
  7. «Чтобы быть собой, нужно быть кем-то». Польский поэт и философ Станислав Ежи Лец считал, что человеку необходимо вначале стать кем-то, а затем уже относиться к себе как к личности
  8. «Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя». А.П. Чехов долгое время разбирался в себе, в процессе этого он узнал много интересного, касающегося других людей. Познание самого себя дало ему возможность познать человеческую природу.
  9. «Человек — единственное существо, которое не хочет быть самим собой». Французский философ и писатель Альбер Камю, считал, что человека от животных отделяет его индивидуальность. Когда она исчезает, люди перестают быть людьми.
  10. «Умение распознать собственные потребности, то есть понять, что тебе нужно на самом деле, само по себе огромное психологическое достижение». Известный американский психолог Абрахам Маслоу считал большим психологическим достижением осознание собственный потребностей. Когда человек понимает, что ему нужно на самом деле – он становится самим собой.

Красота природы

  1. Художественное изображение природы мы находим в прозе И.С. Тургенева, а именно в цикле рассказов «Записки охотника». Рассказчик путешествует по глубинке России и раскрывает ее колорит на страницах книги, описывая густые леса, заливные луга, богатые пашни. Леса становятся домом и источником жизни для крестьян вроде Хоря и предметом восхищения для мечтателей вроде Калыныча. Даже крестьянские дети из рассказа «Бежин луг» с упоением глядят на ночное небо, усеянное звездами, на росистые поля, где пасутся кони, и на реку, полную туманных видений и образов. Все герои книги вдохновляются природой и заражают этим ощущением читателя, который обозревает красоты вместе с ними.
  2. К.Г. Паустовский описал красоту природы в произведении «Мещерская сторона». Он начал повествование с описания прекрасных пейзажей в местности, пролегающей между Владимиром и Рязанью. Красивые туманные мшары, мягкие зеленые луга, душистые стога сена, громкие крики птиц, глубокие озера — все это окружает человека на пути через Мещерский край, поражающий богатством фауны и флоры. Прелесть этих мест заключается в их дикости: люди обходят стороной многие места из-за суеверий. Но в глазах опытного путешественника такие легендарные участки имеют особую ценность. Так, автор выразил красоту своего края через описание ее характерных деталей.
  3. В рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» рассказчик описывает прекрасную пору осени в поместьях его родственников. В тех краях все люди занимались земледелием, поэтому осенью они встречали плоды своих трудов — душистые и вкусные урожаи. Особенно автору запомнился навязчивый и пряный запах яблок, чуть тронутых первыми заморозками. Столь же восторженно он описывает багряные леса, шумную охоту, вечера наедине с природой. В сельской местности его душа спокойна и умиротворена, потому что именно там происходит долгожданное слияние с вечной красотой природы, которая вдохновляет человека.

Влияние человека на природу

  1. В пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» прослеживается влияние человека на природу: могучие леса оскудевают, и вместо прекрасных долин, полных жизни и цвета, герои видят обветшалые кусты, болотистую почву, безотрадные просторы без деревьев и птиц. Астров с горечью замечает, что мужики вырубают лес и ничего не оставляют потомкам. Россия редеет на глазах. Все потому, что люди были очень невежественны, поэтому искали топливо только в дереве, в то время как альтернативные источники были прямо под ногами. Этот пример доказывает, что зачастую человек оказывает деструктивное влияние на природу, потребляя, но ничего не отдавая взамен.
  2. В. Астафьев, автор рассказа «Людочка», описал последствия индустриализации на примере маленького городка в глубинке, где заводы и предприятия превратили местную речку в особо опасную свалку отходов. Постарались и местные жители, которые сваливали туда даже трупы отжившей свое скотины. Нетрудно догадаться, что все это варево (а река действительно бурлила как кипяток) попадало в грунтовые воды и влияло на экологическую обстановку. Деревья повалились, росли кривыми и чахлыми, воздух был загрязнен, как и почва. За полвека люди превратили это место в болото, где все гибнет или влачит жалкую уродливую жизнь.
  3. Проблему влияния человека на природу поднял в своем творчестве А.П. Чехов. В рассказе «Крыжовник» описывается неудачная покупка Николая Ивановича, который всю жизнь мечтал об усадьбе, где можно было бы выращивать его любимые ягоды. Но ему не повезло: по соседству расположился кирпичный завод. Он не придал этому значения, а зря, ведь отходы предприятия попадали прямо в реку, а значит, и в почву. Видимо, поэтому крыжовник, выросший там, был очень кислым. Так, живописное место, которое могло бы стать идеалом героя, было отравлено промышленниками, которые совсем не заботились о безопасности завода для окружающей среды.

Смысл жизни

Проблема смысла жизни — философский вопрос, на который нам сложно ответить безапелляционно

Поэтому в сочинении на ЕГЭ по русскому языку важно конкретно и четко раскрыть ее, не впадая в крайности. Вот характерный пример эссе

Книги для раскрытия этой проблемы знакомы каждому из Вас:

  1. «Война и мир» (Л. Толстой). Многие главные герои ищут смысл бытия. Андрей Болконский видит его на военном поприще, потом разочаровывается и начинает искать себя в мирной жизни. Но любовь тоже обманула его ожидания: Наташа изменила ему. В итоге князь обрел себя во всенародной миссии — защите родины от иноземных захватчиков. Только перед смертью он, наконец, обрел гармонию с миром и окружением, закончив свои поиски. Безухов тоже ожесточенно ищет смысл своей жизни. Сначала он обретает себя в любви, потом — в масонстве, пытается помочь народу, выделяя деньги из своего кошелька. Затем он решает, что рожден убить Наполеона. И только в плену герой понимает, что его предназначение — изменить мир, начав с себя. Он, как и Платон Каратаев, стремился делать добро, а не только спонсировать его деньгами.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Герои разделяются на два лагеря: одни видят смысл в наживе и подъеме по карьерной лестнице, а другие хотят добиться справедливости и равенства в обществе. Из-за разницы мировоззрений разрушается семья Мелеховых. Пантелей и Петр находят в войне способ разбогатеть на мародерстве и щедром окладе, который сулят офицеры. Они — эгоисты, и дороже всего ценят собственность, ради которой готовы умереть. Григорий и Дуняша становятся людьми новой формации. Они предпочитают работать на благо всего общества и хотят добиться равных прав и свобод для всех. Поэтому Григорий разделяет идеалы Красной армии, а Дуняша выходит замуж за большевика вопреки родительской воле.
  3. «Крыжовник» (А. Чехов). В этом рассказе герой положил всю свою жизнь на обогащение ради приобретения поместья. Он женился по расчету, на всем экономил, уморил жену и накопил, наконец, на дом с участком. Правда, его любимый крыжовник, который он собирался выращивать, вырос кислым, этим же вкусом отдавала вся его жизнь. Он обрюзг и перестал развиваться, наслаждаясь своими мелкими эгоистическими благами. Его брат осуждает это, ведь находит смысл бытия в духовном росте.
  4. «Чайка» (А. Чехов). Героиня ошибалась в выборе смысла жизни, став бездарной актрисой. Еще в юности отец сильно стеснял ее своей строгостью, поэтому она поддалась порыву и сбежала из дома, став любовницей маститого драматурга, который лишь использовал ее молодость и красоту. Отсутствие таланта обрекло ее на унижение, на сцене ей не было места, но и путь домой был закрыт. Причиной ошибки стала ведомость девушки, которая пошла по чужому, навязанному ей пути.
  5. «Мертвые души» (Н. Гоголь). Чичиков видел смысл бытия в накопительстве материальных благ. Не получив стоящего наследства, он решил самостоятельно пробивать себе дорогу к успеху, но его путь был кривой дорожкой. Павел Иванович стал аферистом и взяточником, но ни одно разоблачение не убедило его отказаться от своего метода заработка. Герой так помешался на деньгах, что даже добродетели девушки мерил размерами приданного. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам аргументировать свое мнение.

Комментарий лучше формулировать по идеям и мыслям в тексте. Как правило, в таких текстах есть два противоборствующих мнения, которые можно описать в качестве комментария. Пример: Герои выражают разные точки зрения о смысле жизни человека. Так, Алена считает, что она создана для пути по карьерной лестнице. Она нашла себя в работе и призвании. Но другого мнения придерживается ее подруга Дарья. Она стала матерью и обрела свое предназначение в кругу семьи.

Оформление аргумента и правильная подача

Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:

  1. вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
  2. однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
  3. следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
  4. обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…(переход от одной мысли к другой);
  5. итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).

Полный список произведений для аргументов ЕГЭ

Чтобы составить себе список для чтения, лучше опираться на сборники миниатюр и коротких рассказов. Наиболее широкий спектр проблем раскрывается в таких сборниках, как «Крохотки» А.И. Солженицына и «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. В них можно найти все, что потребуется на экзамене.

Также можно прочитать рассказы из кодификатора по литературе, ознакомиться с кратким содержанием больших романов из школьной программы:

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова и др.

Классика всегда затрагивает множество проблем, которые не теряют актуальности и попадаются на экзамене из года в год.

Можно опираться и на зарубежные произведения:

  • «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха,
  • «Мальчик в полосатой пижаме» Дж. Бойна,
  • «Дары волхвов» и другие рассказы О. Генри.

Произведения про страх

Самым убедительным доказательством вреда страха, его влияния на жизнь человека могут послужить короткие юмористические рассказы А.П. Чехова о «человеке в футляре» и небольшие повести Н.В. Гоголя о «маленьком человеке». Именно такие литературные герои воплощают образ людей, раздавленных страхом: перед руководством, перед чином, перед ответственностью, перед жизнью.

Наиболее интересными будут такие произведения для аргументов ЕГЭ, как «Человек в футляре», «Тонкий и толстый» А.П. Чехова и «Шинель» Н.В. Гоголя.

Произведения про искусство

О силе искусства и настоящем призвании рассказывали многие писатели, однако вспомнить сразу произведения для аргументов ЕГЭ бывает порой трудно. О качествах мастера, деле всей жизни написаны замечательный рассказ «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова и сказ Н.С. Лескова «Левша», с которыми выпускники знакомятся в рамках школьной программы. А об отличии настоящего искусства можно узнать из небольшой драмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», в основу которой лег миф об убийстве великого музыканта.

Также могут быть полезны стихотворения о поэте и его призвании, которые встречаются буквально у всех: у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского, С.А. Есенина и др.

Литературная аргументация собственного мнения всегда выглядит красиво и будет засчитана на экзамене в любом случае, поэтому прочитать несколько рассказов определенно стоит. Это поможет не только получить максимум за сочинение, но и научиться красиво излагать и доказывать свои мысли.

Виды аргументов

Чтобы лучше подбирать примеры, обратимся к теории и выясним, какими они бывают?

Выделяют два вида аргументов: логические аргументы ─ доказательства, обращающиеся к человеческому разуму (научные постулаты, данные статистики,литературные и жизненные примеры), а также психологические аргументы, вызывающие у читателя те или иные чувства и создающие эмоциональное восприятие человека, события, поступка, о которых идёт речь. В качестве психологического аргумента может быть использованы чувства и мысли самого абитуриента, обращение к общечеловеческим ценностям, религиозным догматам.

Подбирая аргумент, важно знать критерии его оценивания, чтобы получить максимум. Например, выпускник должен знать, что одни аргументы оцениваются одним баллом, другие ─ двумя

Чтобы получить два балла, нужно привести ссылку на автора и произведение. Причём недостаточно просто назвать произведение и автора, необходимо указать конкретные события или героев.Например, трагедию гражданской братоубийственной войны ярко показал Шолохов в своём романе «Тихий Дон» на примере того, как лучшие друзья, Григорий Мелехов и Михаил Кошевой, стали заклятыми врагами. В качестве аргумента, оцениваемого на два балла, можно также использовать, пословицы, поговорки, афоризмы. Но их употребление также нужно сопровождать своими рассуждениями. Например: «Не всё то золото, что блестит». Внешность человека, первое впечатление о нём могут быть обманчивыми. Также можно использовать цитаты известных людей. В случае использования публицистического источника не забудьте указать название материала, автора и в каком издании он вышел.

Аргументы, в которых экзаменуемый ссылается на свой жизненный опыт, либо на примеры из жизни своих родных или друзей, как правило, получают один балл. С такими аргументами нужно быть осторожнее: в этих примерах легко растечься мыслью по древу и уйти не туда. Чтобы такого не произошло, постоянно задавайте себе исходный вопрос и отвечайте только на него. Другие темы не затрагивайте и старайтесь точнее говорить о том, о чем уместно сказать. Но и в своей жизни, и в жизни своего окружения можно найти яркие примеры хороших или плохих поступков. Главное ─ грамотно о них рассказать.

Весомее выглядят наблюдения за жизнью страны, общества в целом. Но и здесь лучше опираться на социологические исследования, опросы, сообщения СМИ, а не только на свой субъективный взгляд. Например, можно сказать о том, что во время пандемии значительно расширилось волонтёрское движение, люди стали отзывчивее к чужой беде. Но нельзя, например, огульно обвинять всех, кто читает жёлтую прессу и смотрит сериалы, в узком кругозоре и недостатке образования.

Выбор на войне

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.

Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский. В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость

Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной

Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.

Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Русская литература:

  • Андреев Л.Н. — «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
  • Астафьев В.П. — «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
  • Бабель И. — «Конармия»
  • Бианки В. — «Рассказы о животных»
  • Блок А. — «Двенадцать»
  • Булгаков М.А. — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
  • Бунин И.А. — «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
  • Быков В. — «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
  • Васильев Б. — «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
  • Воробьев К. — «Немец в валенках»
  • Галь Н. — «Слово живое и мертвое»
  • Гинзбург Е. — «Крутой маршрут»
  • Гоголь Н.В. — «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
  • Гончаров И.А. — «Обломов»
  • Горький М. — «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
  • Грибоедов А.С. — «Горе от ума»
  • Гроссман В. — «Жизнь и судьба»
  • Достоевский Ф.М. — «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
  • Дудинцев В. — «Белые одежды»
  • Есенин С.А. — «Песнь о собаке»
  • Железняков А. — «Чучело»
  • Жигулин А. — «Черные камни»
  • Закруткин В. — «Матерь человеческая»
  • Замятин М. — «Мы»
  • Ильф И. , Петров Е. — «Золотой теленок»
  • Кнышев А. — «О великий и могучий русский язык!»
  • Короленко В.Г. — «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
  • Куприн А.И. — «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок», «Олеся»
  • Левитанский Ю. — «Каждый выбирает для себя…»
  • Лермонтов М.Ю. — «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
  • Лесков Н.С. — «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
  • Лихачев Д.С. — «Раздумья о Родине»
  • Маяковский В.В. — «Хорошее отношение к лошадям»
  • Некрасов Н.А. — «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
  • Никитин А. — «Хождение за три моря»
  • Носов Е. — «Трудный хлеб»
  • Островский А.Н. — «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
  • Пастернак Б.Л. — «Доктор Живаго»
  • Паустовский К.Г. — «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
  • Пелевин В.О. — «Поколение Пи»
  • Петров А. — «Житие протопопа Аввакума»
  • Платонов А.П. — «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
  • Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке»
  • Приставкин А. — «Ночевала тучка золотая»
  • Пришвин М. — «Кладовая солнца»
  • Пушкин А.С. — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
  • Распутин В.Г. — «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
  • Рыбаков А. — «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
  • Рылеев К.Ф. — «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
  • Салтыков-Щедрин М.Е. — «История одного города», «Семья Головлевых»
  • Солженицын А. — «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
  • Твардовский А.Т. — «Василий Теркин»
  • Толстой Л.Н. — «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
  • Трифонов Ю. — «Дом на набережной», «Исчезновение»
  • Тургенев И.С. — «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
  • Тютчев Ф.И. — «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
  • Улицкая Л. — «Дочь Бухары»
  • Успенский Г.И. — «Выпрямила»
  • Фадеев А. — «Молодая гвардия»
  • Фет А.А. — «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
  • Фонвизин Д.И. — «Недоросль»
  • Чернышевский Н. — «Что делать?»
  • Чехов А.П. — «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
  • Чуковская Л. — «Софья Петровна»
  • Чуковский К.И. — «Живой как жизнь»
  • Шаламов В. — «Колымские рассказы»
  • Шварц Е. — «Дракон»
  • Шолохов М.А. — «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector